Аннотация:В статье анализируются особенности бытования народных примет среди современных жителей деревень Архангельской и Вологодской областей. Автор затрагивает проблему трудности в определении самого термина «примета» и отсутствия среди современных исследователей и респондентов единого мнения на этот счёт. Автор исследует влияния трансформаций советского времени на примере повседневных практик использования примет. В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что два фактора — возраст и образование — влияют на практики использования примет. Старшее поколение вне зависимости от профессиональной принадлежности лучше знает приметы и более активно ими пользуется, поскольку их воспитанием занималось дореволюционное поколение жителей села. Поколение людей среднего возраста, воспитанное борцами с религией и суевериями, меньше обращается к приметам, считая их суевериями. Также люди без образования больше склоны верить и активно использовать приметы. Информанты были разделены на несколько групп по возрастному принципу (пенсионеры и люди среднего возраста) и профессиональному (условно выделена категория сельской интеллигенции и сельскохозяйственных рабочих без высшего или среднего специального образования). В результате исследования автор приходит к выводу, что отсутствует прямая зависимость в интенсивности использования примет от возраста и занятия. Однако кардинальным образом меняются сами практики использования. Высшее образование приводит к городскому отношению к приметам среди сельской интеллигенции. В то время как существенного разрыва между поколенческими практиками использования примет не существует.