Аннотация:В работе проведен анализ инновационных стратегий (моделей поведения) российских предприятий различных размерных классов. С целью выявления доминирующих стратегий предприятий производится декомпозиция инновационного процесса на составляющие - элементарные процессы. Предлагаемый подход позволил исследовать структуру и динамику изменения моделей поведения инновационных предприятий и определить основные стадии прохождения инновационного процесса предприятиями различных размерных классов. Кроме того, конкретизация элементарных процессов, соответствующих данной динамике, дала возможность установить стратегический выбор рассматриваемых групп предприятий в исследуемый период времени. В результате удается выделить две основные стадии инновационного процесса для предприятий, входящих в три класса наименьшей размерности. На первой стадии высокая степень рыночной и технологической новизны обеспечивается за счет процессов либо создания, либо имитации. На второй стадии предприятиями совершенствуется продукция, полученная на предыдущей стадии. При этом первая и вторая стадии могут пересекаться во времени. Крупным российским предприятиям не свойственна периодическая смена стадий, как для предприятий меньшего размера, а переход к выпуску нового инновационного продукта происходит значительно реже. В отличие от предыдущего случая рост размерного класса не оказывает положительного влияния на инновационную активность предприятий, а акцент инновационной деятельности переносится на несущественную модификацию известной рынку продукции.