Аннотация:Предмет и тема. В условиях значительных глобальных технологических и структурных сдвигов устойчивое, конкурентоспособное развитие экономических объектов и национального хозяйства в целом приобретает все большую актуальность, как и рост квалификационного уровня управляющих. При этом роль знаний в области математики, инженерии и естественных наук представляется не менее значимой, чем влияние качества управления на устойчивость. Цели и задачи. Идентификация человеческих факторов и условий устойчивого развития изучаемых объектов нацелена на выбор приоритетов для разработки адекватной стратегии в соответствующих областях, способов управления и инструментов регулирования, направленных на долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность. Методология. Применение системно-интеграционной парадигмы для изучения образовательных факторов распространяет предпринятый анализ на семь базовых групп факторов. Такой подход позволяет учитывать влияние не столь значительных на первый взгляд факторов, таких как ментальные, культурные и исторические. Однако именно эти факторы могут объяснить огромную разницу в устойчивости и инновационном развитии различных экономических единиц или национальных экономик, несмотря на достаточно сходные нормативные и экономические условия их функционирования. Результаты. Выбраны десять самых значительных глобальных тенденций в области образования и научной деятельности. Их влияние на создание и абсорбцию знаний, а также на качественный уровень управления будет определять долгосрочную конкурентоспособность и устойчивость для компаний и национальной экономической системы в целом. Выводы и значимость. В экономике знаний особые человеческие способности и компетенции как в инженерии, так и в управлении, заметно определяют уровень и качество инновационного развития. Вместе с тем они складываются под воздействием разнонаправленных и взаимозависимых факторов. Для выявления таких влияний полезно использовать системный подход. Для качественной подготовки нужных экономике специалистов и управленцев необходима система образования, соответствующая выявленным факторам и условиям, ориентирующая на междисциплинарный подход в индустрии, науке и управлении.