Аннотация:Проведенный нами ранее анализ современных глобальных экологических процессов с позиции эволюционизма позволяет утверждать, что, несмотря на значительное воздействие человека на биосферу, нет достаточных оснований утверждать, что сегодняшнее состояние взаимодействия биосферы и техносферы в глобальном масштабе описывается закономерностями кризисного развития. Чтобы иметь возможность понять причину происходящих природных процессов и предсказать их изменения в результате тех или иных антропогенных воздействий, необходимо расширять изучение фундаментальных основ экологии, углубляя наши знания о тонких механизмах функционирования экосистем. Природные глобальные процессы имеют циклический характер и нет оснований утверждать, что роль человека в них в настоящее время носит определяющий и глобально негативный характер. Человек, как и всякий доминирующий в системе вид, изменяет её, приспосабливает соответственно своим природным (а других нет) потребностям. И это происходит в рамках аутогенного развития (саморазвития). В этом смысле антропогенный фактор в биосфере нельзя рассматривать как чужеродный (аллогенный) фактор, ибо человек сам есть часть природы, пусть и очень мощная. При всей кажущейся бессмысленности природных катастроф и социальных потрясений (войны, эпидемии, революции) и их трагичности для огромной массы людей, эти потрясения определяют направления дальнейшего развития. Даже стремление человека выйти на космический уровень – всего лишь проявление феномена «давления жизни», обеспечивающего лучшее будущее для последующих поколений.
Для того, чтобы осознание необходимости самоограничения потребностей вошло «в плоть и кровь» современного человека и, особенно, наших потомков, необходимо расширять экологическое образование, внедрять экологическое мировоззрение как в средней, так и в высшей школе. К сожалению, пока в России наблюдается обратная картина.