Аннотация:Томас Карлейль был и остается одним из крупнейших авторитетов
классической английской мысли: его философия истории с «культом героев»
реактуализируется современными дискуссиями о консерватизме и его роли в
культуре и образовании. Именно образование, выделяющее, тех, кто сможет и
будет стоять в центре работы и ее организации - в центре всего общества. Хозяин
истории, о котором пишет Т. Карлейль, подчиняет себе всех остальных в силу
своего объективного превосходства, в том числе и прежде всего нравственного -
он естественным образом отделяет себя от рабов, посвящая себя тому, чтобы
поднять их до своего уровня. Эту естественность и призвано поддержать
образование - университетское - принимая на себя обязанности ректора
Эдинбургского университета, Т. Карлейль подчеркивал его «высочайшее
значение» для общества. В качестве основных задач университетского
образования Т. Карлейль выделял научение чтению. Чтение - это трудное
занятие, предполагающее внимание, добросовестность, заинтересованность, а
главное - разборчивость. Чтение дает возможность сформировать главные,
взаимосвязанные качества «героя» - моральное благородство и религиозность.
Религиозность предполагает почтительность, добросовестное подчинение,
скромность, сдержанность, чистота, представления о справедливости, знание об
общих ценностях и бесстрастная оценка фактов - то есть все то, что называется
мудростью. Этому учат исторические книги, а именно книги о греках и римлянах,
которые описывают выдающиеся характеры этих обществ, которые сами, в
отличие от современного общества, - образцы общественной организации.
Только правильные описания правильных событий и личностей могут дать,
позитивный образовательный и воспитательный эффект. Консервативный план
образование предполагает конкретную - прежде всего практическую, а не
теоретическую - работу с отобранными источниками и выверенной лексикой,
под руководством профессоров-созерцателей.