Аннотация:Многие принципы, лежащие в основе современных моделей построения перцептивного образа, обязаны своим существованием традиционной для психологии познания аналогии между восприятием и движением, выражающейся, прежде всего, в рассмотрении акта восприятия как перцептивного действия. Поскольку регуляция действия предполагает его повторное выполнение с последовательным приближением к «эталону» выполнения при каждой итерации, модели построения такого действия необходимо становятся циклическими. Подобно тому, как декартова рефлекторная дуга в середине XX века благодаря введению принципа сенсорных коррекций (Н.А. Бернштейн) или обратной афферентации (П.К. Анохин) замкнулась в рефлекторное кольцо, казавшаяся столь же устойчивой линейная модель переработки информации трансформировалась в работах одного из идеологов когнитивной психологии У. Найссера в перцептивный цикл. Восприятие выступает в его работах как активный процесс непрерывного переобследования, уточнения образа объекта, при этом, по аналогии с бернштейновским двигательным актом, в котором должно быть учтено максимальное количество внешних и внутренних факторов, а следовательно, само движение по ходу выполнения постоянно корректируется, «акт восприятия вообще не заканчивается перцептом». Однако является ли перцептивный цикл прямой аналогией рефлекторного кольца? Иными словами, возможно ли прямое перенесение принципов построения движения, заложенных, в частности, в работах Н.А. Бернштейна, на анализ перцептивной деятельности? В 1970-х – начале 1980-х годов в работах исследовательской группы под руководством Ю.Б. Гиппенрейтер была сделана такая попытка, однако рассмотрению подверглись прежде всего глазодвигательные задачи (т.е. задачи, содержащие двигательный компонент и предполагающие осуществление регуляции соответствующих движений). В современной когнитивной психологии принцип циклической организации постепенно выходит на первый план при моделировании процессов восприятия и внимания: наиболее ярким примером здесь можно считать психофизику повторно-входящих проводящих путей, разрабатываемую исследовательской группой В. Ди Лолло. Это новое направление в современной психологии познания открывает перед психологами целый ряд возможностей, однако требует и более четкого определения того класса перцептивных задач, при анализе которого допустима указанная аналогия. Мы поставили задачу выявить возможности и ограничения моделей перцептивного акта, основанных на принципе циклической регуляции.
Какие из идей Н.А. Бернштейна могут быть полезны для анализа решения перцептивной задачи? Прежде всего, это идея различных уровней регуляции выполняемого действия, а также различение ведущего уровня, соответствующего смыслу задачи, и фоновых уровней, обеспечивающих построение движения вне сознательного контроля. Идея уровней – в частности, уровней переработки информации – для когнитивной психологии не нова. В частности, в работах Ф. Крейка и Р. Локхарта уровневый подход, казалось бы, реализован весьма последовательно. В предлагаемой ими теории уровни переработки информации выделяются в соответствии со специфическим кодом (признаком, подлежащим анализу и отчету). Исходно предполагалось, что более высокие уровни переработки (более глубокая переработка) достигаются посредством прохождения через более поверхностные. Тогда «уровень» здесь – вынужденно просто очередной блок, которому на более глубокую (читай: «высокоуровневую») переработку передаются продукты предыдущего уровня. Информация «поднимается по ступенькам» и останавливается на одной из них в соответствии с тем, что, собственно, нужно познающему субъекту. С другой стороны, по аналогии с моделью Бернштейна, более высокий уровень переработки мы можем рассматривать как «ведущий» (отвечающий целям субъекта), остальные – как «фоновые»: их продукты не сознаются, но только передаются для анализа на очередном уровне. Но остается проблема управления нижележащими уровнями со стороны вышележащих: «теория уровней переработки» не предполагает нисходящих связей между уровнями. Таковые намечаются психофизикой повторно-входящих проводящих путей.
[…]
Обращение к идее кольцевой регуляции перцептивного акта дает идею «квантования», необходимую для объяснения результатов наших опытов, посвященных исследованию ошибок внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов: эффекта «мигания внимания» (одного из феноменов функциональной слепоты вслед за обнаружением/опознанием целевого стимулв) и так называемого «компликационного эффекта» – одного из видов временных смещений. Идея «квантов» намечена в посвященных вниманию работах русского психолога конца XIX века Н.Н. Ланге, где также появляется особого рода «кольцо». Это кольцо с обратной связью от мышц, активируемых представлением об объекте, в обследование которого они были включены ранее, необходимо для усиления этими обратными связями образа-представления. Иными словами, цикличен не акт восприятия как таковой, а акт внимания как улучшения условий «восприятия» образа, исходно носящего «значковый» (схематический) характер. Проблема в том, что кольцо Ланге не разомкнуто во внешний мир, не открыто объекту. С другой стороны, именно в связи с идеей кольца у Ланге появляется замечание о том, что акт внимания (построения более яркого перцептивного образа) носит пульсирующий, периодический характер в результате прохождения петли обратной связи. В рамках адаптированной уровневой модели Н.А. Бернштейна «квант внимания» может быть рассмотрен как итерация по кольцу ведущего уровня организации перцептивного акта. Таким образом, если в линейных моделях переработки квант («временная порция» внимания) – структурная единица, жестко определяемая длительностью переработки информации блоком с ограниченной пропускной способностью, то в уровневой кольцевой модели это функциональная единица, размер которой прямо определяется структурой перцептивной деятельности и ее ведущим уровнем: по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, квант и следует рассматривать как порцию программы на задающем приборе ведущего уровня.