Аннотация:Изучение механизмов процесса символизации - одно из активно развивающихся направлений мировой когнитивной науки. Основным методическим подходом для исследования вопроса о том, как возникает одно из основных свойств эквивалентных отношений - свойство симметричности, служит задача выбора по условному соответствию образцу. Животное обучают выбирать стимул «В» в ответ на предъявление образца «А» и стимул «D» в ответ на предъявление образца «C». После завершения обучения проводят тест на понимание симметричности отношений, в котором образцы и стимулы для выбора меняют местами. Нами ранее было показано, что с тестом на понимание симметричности отношений справились серая ворона и венесуэльский амазон, ранее усвоившие обобщенное правило выбора по сходству с образцом. Две вороны без предшествующего экспериментального опыта не справились с первым тестом на понимание симметричности отношений (после обучения с одной парой стимулов). Со вторым тестом, который провели после обучения ворон с пятью новыми парами стимулов, справилась одна из двух птиц. И с третьим тестом, который провели после того, как при помощи тестов на перенос с новыми стимулами выяснили, что птицы связали буквы «S» и «V» с понятиями «сходство» и «различие», справились обе вороны. Т. обр., симметричные отношения между «знаком» и «обозначаемым» появляются не спонтанно, а под влиянием предшествующего опыта животного.