Место издания:Русский фонд содействия образованию и науке Москва
Первая страница:136
Последняя страница:156
Аннотация:В статье рассматриваются сведения I книги «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, которые, по широко принятому и, по-видимому, верному мнению, восходят к труду о Египте раннеэллинистического автора Гекатея Абдерского. Согласно Гекатею и Диодору, царь Сесоосис (Diod. I. 53-58) принадлежал к последнему, мемфисскому, периоду египетской истории, открывавшемуся царствованием Ухоревса/Хети III Уахкара (Diod. I. 50.3) и продолженным рядом царей, включая Мериса/Аменемхета I (id. 51.5-52); в целом данные сведения достаточно адекватно воспроизводят династическую последовательность конца III – начала II тыс. до н.э. Рассказ о Сесоосисе показывает, что по своим военным свершениям этот царь является аналогом Сесостриса в сведениях Геродота, т.е. в его образе контаминируются воспоминания о свершениях Сенусерта III и о новоегипетских завоеваниях. Вместе с тем ряд мотивов (ранние войны Сесоосиса в Аравии и Ливии, id. 53.5-6; его стремление к миродержавию, описанное в словах, которые напоминают эпитет nb-r-Dr, id. 53.8; приписывание Сесоосису сооружения стены, защищавшей Дельту с востока, id. 54.3; совместное воспитание царя и его сверстников, сформировавших ядро его армии, id. 53.2 4) представляют собой аллюзии скорее на реалии конца I Переходного периода и начала Среднего царства, в т.ч. на дела Аменемхета I и Сенусерта I. Похоже, что черты этого периода в повествовании Гекатея и Диодора сыграли роль своего рода «рамки», обрамлявшей более известные рассказы о завоеваниях великого египетского царя. Судя по ряду признаков, каналом трансляции этих реминисценций вплоть до Позднего времени была традиция литературных текстов.
Reminiscences of the Reign of Senwosret I in the Evidence of Hecataeus of Abdera and Diodorus Siculus on the King Sesoosis
Ivan Ladynin (Moscow)
The paper considers the evidence reproduced in Book I of Library of History by Diodorus Siculus, which according to the generally accepted and probably correct view comes back to the work on Egypt by the early Hellenistic author Hecataeus of Abdera. King Sesoosis (Diod. I. 53-58) belongs to the last, Memphite, cycle of the Egyptian history according to Hecataeus/Diodorus; this cycle is inaugurated by the reign of Uchoreus/Khety III Wachkare (Diod. I. 50.3), continued by a line of kings including Moeris/Amenemhat I (id. 51.5-52) and in fact reproduces not unfaithfully the dynastic sequence of the historical late 3rd and 2nd Millennia B.C. The stories of Sesoosis show this king in his alleged military activities to be the equivalent of Sesostris in Herodotus’ narration, whose deeds combine the reminiscences of the historical Senwosret III and of the New Kingdom conquests. At the same time a number of topics (Sesoosis’ early campaign at Arabia and Lybia, id. 53.5-6; his petition of world-dominion conveyed in words reminiscent of the epithet nb-r-Dr, id. 53.8; ascribing to Sesoosis the building of the wall protecting the Delta from the east, id. 57.4; the division of the country into nomes, id. 54.3; the joint upbringing of Sesoosis and his coevals shaping the nucleus of his army, id. 53.2 4) allude rather to the reality of the late First Intermediate Period and the early Middle Kingdom and, among the other things, to the deeds of Amenemhat I and Senwosret I. It seems that the features of this period started serving a framework to the better-known stories of the military exploits of the great Egyptian king. According to a number of observations, the most plausible channel for the translation of these reminiscences up till the Late Period was the tradition of the literary texts.