Аннотация:Экспериментально установлено, что на неосознаваемом уровне возможен сложный анализ поступающего стимула, вплоть до его семантического содержания. Это справедливо в отношении стимулов разных модальностей и характера, а так же сложных стимулов (слова-омонимы, двойственные изображения и т.д.). Кроме того, бессознательное легко «работает» с рядами (множествами) стимулов, поступающих последовательно или одновременно. В научном обиходе устойчиво закрепилось представление о сходства процессов обработки информации на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, причем неосознаваемые когнитивные процессы не уступают по уровню сложности осознаваемым. Однако если это так, то для чего необходимо дублирование? В чем качественная разница между обработкой информации на осознаваемом и неосознаваемом уровнях? Основное отличие, которое в первую очередь обратило на себя внимание исследователей, заключалось в возможности регуляции и контроля. Очевидно, что осознаваемая когнитивная активность находится в динамической зависимости от внимания субъекта, его мотивов, намерений, характера текущих когнитивных задач и т.д., в то время как регуляция неосознаваемой когнитивной активности, на первый взгляд, не представляется возможной. Возникло характерное отождествление: неосознаваемые когнитивные процессы = автоматические, осознаваемые = контролируемые когнитивные процессы.
Но насколько действительно автоматичны неосознаваемые когнитивные процессы?
Волна исследований , посвященных так называемым нисходящим (top–down) эффектам, показала, что неосознаваемые когнитивные процессы оказываются гибкими и зависимыми от стратегических и контекстных влияний (Whittlesea и Jacoby 1990; Smith 2001; McKoon и Ratcliff 1995; Bodner and Masson, 2001; Kiefer 2007; Агафонов, Куделькина, Ворожейкин, 2010 и др.). Однако в подавляющем большинстве подобных исследований активный характер неосознаваемой познавательной деятельности в основном сводится к количественным характеристикам (регуляции интенсивности воздействия неосознаваемого стимула в зависимости от различных условий). Но исчерпывается ли активность в отношении неосознанно воспринятой информации вопросами количественной регуляции? Возможна ли активная трансформация и организация субъектом неосознаваемой информации. Возможны ли ошибки, иллюзии, эффекты генерации, игнорирование и прочие эффекты, связанные с активным манипулированием субъекта входящими информационными единицами?
Настоящие исследование посвящено поиску ответа на этот вопрос. Цель эксперимента: определить, возможно ли неосознаваемое восполнение слов как целостных структурных единиц опыта на основе неполной информации (Falikman, 2005). Может ли слово с пропущенной буквой, предъявленное на неосознаваемом уровне, быть воспринятым как целое и обнаруживать соответствующие прайминг-эффекты в отношении решения последующих задач? В качестве неосознаваемых стимулов-праймов использовались слова с пропущенной буквой. На месте пропущенной буквы находилась звездочка (пример: красо*а). В качестве тестовых задач использовались слова-метаграммы. Это пары слов, отличие которых друг от друга по написанию заключается в одной букве, вместе с тем данные слова не имеют семантического родства, напр.: машина-малина. Пример целевой задачи-метаграммы: ма*ина. Испытуемые не были осведомлены о том, что имеют дело с метаграммами и не осознавали двойственность предъявленного целевого стимула. Целевая задача могла быть решена тремя способами: 1. Реакция 1 (достройка слова метограммы до слова 1, например «малина»). 2. Реакция 2 (достройка слова метаграммы до слова 2, например «машина»). 3. Достройка до другого варианта (например, до имени «Марина» и т.д.) Перед каждой целевой задачей испытуемому на экране монитора предъявлялось слово-прайм с пропущенной буквой. Условия предъявления исключали возможность его осознания. Отсутствующая буква в прайме (та, которую заменили на звездочку) выступала подсказкой к решаемой задаче. Слово-прайм не было семантически связано с целевым. Основной вопрос заключался в том, будет ли пропущенная в прайме буква увеличивать вероятность достройки целевой метаграммы до слова при помощи этой же буквы. Например, будет ли прайм «тряси*а» увеличивать вероятность достройки целевого стимула «воро*а» до «ворона», а прайм «красо*а» способствовать выбору «ворота»? Более подробно дизайн эксперимента представлен на рис.1.
Результаты. Пропущенная буква, в неосознанно воспринятом слове-прайме действительно повышает вероятность выбора той же буквы при решении целевой задачи. Это оказалось справедливым для 76% стимулов на статистически достоверном уровне (p<0,05 по критерию χ2). Следовательно, слово-прайм на неосознаваемом уровне достраивается до целого слова, и буква, которая была сгенерирована субъектом при достройке слова-прайма, имеет тенденцию быть выбранной и при достраивании целевой метаграммы. Эффект, аналогичный «эффекту генерации» (ССЫЛКА), возможен на неосознаваемом уровне.
Выводы.
В обработке неосознаваемой информации возможны не только эффекты, связанные с изменением степени воздействия той или иной неосознаваемой информации, но и активные эффекты трансформации неосознанно воспринятой информации, проявляющие себя в дальнейшей регуляции решения субъектом познавательных задач.