Аннотация:Цель нашего исследования состояла изучении возможности «стратегического» эффекта превосходства слова в условиях симультанного предъявления всех букв слова, более типичных для зрительного восприятия человека.
В нашей недавней работе (Фаликман, Поминова, Языков, 2013) для этого была использована модификация теста избирательности восприятия Г. Мюрстерберга (Burtt, 1917). Мы обнаружили, что при решении задачи поиска буквы в слове, спрятанном среди множества не связанных друг с другом букв, происходит диссоциация продуктивных показателей решения задачи и субъективных отчетов. Испытуемым предлагалась ограниченная по времени задача поиска заранее заданной буквы в случайных массивах букв, включавших в себя слова русского языка, о чем испытуемые не были предупреждены заранее. Эксперимент проводился по межгрупповому плану, сравнивались три условия, в каждом из которых участвовало 72 человека. В двух условиях в ряды букв были введены слова, количество которых соответствовало количеству целевых букв. В первом условии заранее заданная целевая буква всегда входила в слова, во втором – всегда оказывалась за пределами слов. В третьем условии массивы букв не содержали слов, и испытуемые, таким образом, отыскивали заранее заданную букву в случайных рядах букв в течение заданного времени. Наша исходная гипотеза состояла в том, что выделение слов – так же, как их прочтение в условиях быстрого побуквенного предъявления – не является автоматической операцией и требует внимания. В таком случае их обнаружение не должно происходить спонтанно, если человек решает другую задачу на том же самом материале (например, задачу поиска отдельной буквы, входящей в состав слова, окруженного, в свою очередь, не связанными друг с другом буквами), и не должно оказывать влияния на успешность решения этой задачи. Напротив, если выделение слова как ближайшего контекста для анализа буквы осуществляется автоматически, мы могли ожидать спонтанного обнаружения слова и, возможно, замедления решения задачи зрительного поиска буквы в силу необходимости сегментации слова как целостной перцептивной единицы. Если же слово как целостная единица выделяется автоматически, но отыскиваемая буква при этом не входит в состав слов, поиск должен был осуществляться быстрее, поскольку наблюдатель имеет возможность пропускать без дальнейшего анализа более крупные перцептивные единицы. Однако обнаружилось, что испытуемые решают задачу поиска буквы с равной степенью эффективности во всех трех условиях, однако сообщают, что в первом условии слова помогают им решать задачу, а во втором – решают (различие оказалось статистически значимым). Мы интерпретировали этот результат как диссоциацию нисходящих процессов в обработке буквенной информации (происходившее автоматическое выделение слов среди букв) и нисходящих влияний со стороны более крупных перцептивных единиц на решение задачи поиска буквы (отсутствие влияния выделенных слов на успешность решения задачи).
Исходя из результатов наших исследований в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов (Фаликман, 2002; Степанов, 2009), мы предположили, что знание испытуемых о спрятанных среди букв словах и о взаимном расположении целевых букв и слов может оказать влияние на решение задачи поиска. В новом исследовании приняли участие 72 испытуемых (37 женщин, 35 мужчин), средний возраст 19,5 лет. В первом условии испытуемые предупреждались о том, что в бланке есть слова, и целевые буквы всегда входят в их состав. Во втором условии целевые буквы всегда находились за пределами слов, о чем испытуемые так же были предупреждены. В третьем условии испытуемые искали буквы в наборах, не содержащих слов. Статистический анализ не выявил ни различий между условиями данного эксперимента, ни различий с соответствующими им условиями первого эксперимента с теми же целевыми буквами. Это не может быть рассмотрено как «эффект потолка», поскольку в среднем испытуемые находили только около 80% целевых букв за отведенное время. Мы предполагаем, что данный результат может быть свидетельством ограничений нисходящих влияний, связанных с укрупнением перцептивных единиц, на процесс пространственного зрительного поиска. Это согласуется с нашими предыдущими результатами (Pantyushkov et al., 2008), однако заставляет усилить разграничительную черту между условиями быстрого последовательного и симультанного предъявления всех букв слова, а также между механизмами пространственной и временной интеграции (ср. Веккер, 1998) в решении задач на зрительное внимание.