Аннотация:В статье рассматривается проблема освоения учащимися категорий «музыкальный язык» и «музыкальная речь» в контексте метапредметного содержания общего музыкального образования. Феномен «метапредметность» имеет в педагогике две интерпретации: как формирование универсальных учебных действий и как освоение «первосмыслов», «фундаментальных образовательных объектов». В качестве последних могут быть рассмотрены «язык» и речь». Исходя из научных положений в области лингвистики, психолингвистики, семиотики и теории художественного текста языки вербальные и музыкальный сравниваются на основе выявления аналогий на структурном уровне и противопоставления на уровне смысла. Но в структурах рассматриваемых феноменов нет тождественности. Функцию знаков в музыкальных языке и речи выполняют интонационные системы гармонии, фактуры, формы, ритма и мелоса. На основе такого понимания данных категорий можно выстраивать стратегии их освоения как фундаментальных образовательных объектов.