Аннотация:К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И СТИЛЕ МЫШЛЕНИЯ Г.Д. ГАЧЕВА
И.И. АГАПКИН
Философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 119234, Москва, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус "Шуваловский" a251991@yandex.ru
В данной статье рассмотрены проблемы толкования концепции «национального образа мира» как плюрализма образов национальных культур, разработанной современным русским философом и культурологом Георгием Дмитриевичем Гачевым. В статье показано, что каждую этническую куль-туру Гачев рассматривает как уникальный национальный образ мира, сложно организованную систе-му, содержательными характеристиками которой являются ментальность народа, его язык, индивидуальный образ его национального мышления, в том числе, и научной терминологии. В поисках универсальных психических структур, присущих каждой культуре,, Гачев обращается к их архетипам, выступающим в роли инвариантов целостного образа мира. Гачев предложил динамическую модель самоидентификации культур в их соотнесенности с межкультурными взаимовлияниями.
Ключевые слова: ментальность, национальный образ, идентичность, реконструкция, метатекст, универсалии, межкультурный диалог.
TOWARD METHODOLOGY AND STYLE OF THINKING OF G.D. GACHEV
I.I. AGAPKIN
Philosophy Department of Lomonosov Moscow State University, 119234, Moscow, Lenin Hill, MSU, Shu-valov bld. Philosophy Department
Author considers of the interpretations of the idea “the national image of the world” as plurality of the images of the national cultures that is conception worked out of the original Russian philosopher Georgiy Gachev. Autor shows that Gachev treats every single ethnical culture as a unique and complex system. Its basic components are people’s mentality, language, specificity of the national thinking and psychology. Searching for the universal mental structures inherited in every culture Gachev builds the dynamic model of self-identification cultures in their coordination and dialogues. On this way Gachev discovers a number of deep and essential connections between national cultures, proofs the cultural unity of the humankind.
Key words: mentality, national image, identity, reconstruction, meta-text, universal categories, inter-cultural dialogue.