Аннотация:В настоящее время все большую популярность в изучении мозговых механизмов когнитивных процессов набирает теория, получившая название телесно воплощенное познание (embodied cognition), согласно которой любые, даже такие сложные функции мозга как речь, опираются на работу сенсомоторных систем, участвующих в кодировке информации о моторном и сенсорном опыте тела. Большинство современных исследований в этой области свидетельствуют в пользу того, что зоны мозга, отвечающие, например, за программирование и осуществление двигательных актов, куда более важны для нормального функционирования речи, чем считалось ранее. Однако механизмы такого взаимодействия до сих пор остаются темой горячей дискуссии.
Цель нашего эксперимента – выяснить влияют ли действия, осуществляемые левыми или правыми конечностями в процессе обучения незнакомым псевдо-словам, на ассиметрию активации мозга в ответ на прослушивание этих же слов после того, как они обрели смысл. В этом эксперименте задача испытуемого - обучиться новым словам, обозначающим движения левой/правой кистью или левой/правой стопой методом проб и ошибок, совершая в ответ на каждое предъявление слова одно из 4-х возможных движений.
Основной результат исследования показывает, что ассоциация нового, прежде незнакомого слова с движениями правой половины тела способствует более интенсивной и эффективной активации семантических нейронных сетей мозга, чем ассоциация нового слова с движениями левой половины тела. Более того, при таком необычном для взрослого человека способе запоминания смысла слов, мозг быстрее обучается «правым» словам, чем «левым» и запоминает «правые» слова надежнее, чем «левые». Полученные результаты прямо подтверждают предсказание, сделанное на основании гипотезы «телесно воплощенного познания».