Аннотация:Представленные в статье данные получены в ходе первого этапа исследований, проведенных в 2009 г. в рамках проектов кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова: “Образ России в массовом сознании” [грант РГНФ № 09-03-00864а/Р] и “Образ России в сознании российской политической элиты” [грант РФФИ № 09-06-00422а]. В их ходе были выделены три объекта изучения образов России: политическая элита, массовое сознание и средства массовой информации, что позволило оценить характер взаимодействия между этими носителями образа, факторы и механизмы его формирования.
В ходе исследования для изучения образов России использовались различные политико-психологические методы и процедуры, включающие:
- классические качественные и специальные методы и процедуры изучения политического сознания – глубинное интервью (представители элиты) и групповая дискуссия (массовое сознание), проективные политико-психологические методики для изучения бессознательных аспектов политического восприятия, такие как метод психологического рисунка страны, методы направленных ассоциаций и метод неоконченных предложений [см. Мельникова, 1996; Образы российской власти…, 2008]. Их использование позволило определить предпочтения как на рациональном, так и на бессознательном уровне.
- количественный и качественный контент-анализ текстов в печатных СМИ.
В ходе первого этапа исследования были проведены глубинные фокусированные интервью с 10 представителями российской федеральной политической элиты – депутатами Государственной Думы Российской Федерации V созыва, входящих в состав разных фракций и комитетов.
В фокус-групповом исследовании, нацеленном на выявление основных трендов в представлениях о России в массовом сознании, было опрошено 60 респондентов из европейской части России: Москвы, Центрального региона и Поволжья. При формировании выборки учитывались социально-демографические характеристики респондентов: были сформированы две группы – молодежная (18-35 лет) и старшего возраста (35-70 лет). Внутри групп выборка была сформирована пропорционально по полу и образованию.
Исследование образа России в СМИ было ограничено печатными источниками информации, поскольку, на наш взгляд, именно они позволяют получить качественный срез фиксированных образов на тот или иной период времени и проследить их динамику. В ходе проекта анализу были подвергнуты как отечественные, так и зарубежные (англоязычные, франкоязычные, немецкоязычные) печатные СМИ.
В данной статье представлены результаты исследования образа России в зарубежных англо-американских СМИ на протяжении последних 2-х лет (2008-2009 гг.). На протяжении долгого периода времени именно США и Великобритания являются крупнейшими игроками на мировой арене, мнение которых задает общий тон внешнеполитического восприятия России. Следует отметить, что в этих странах СМИ, функционируют в условиях развитой демократии, а значит государственная политика направлена на поддержание с ними отношений как с самостоятельным и авторитетным партнером. В представленном исследовании пристальное внимание уделяется новостным сообщениям, отмечается и анализируется положение сообщения, подсказывающие сообщения, контекст, роль издательства в политической картине той или иной страны и тому подобные факторы.
Эмпирическая база исследования печатных СМИ основывается на материалах четырех общенациональных печатных изданий Великобритании и США (качественная пресса): “The Washington Post”, “The Wall Street Journal” (США); “The Economist”, “The Times” (Великобритания). При выборе газет учитывался индекс цитируемости. Интерес представляли публикации о России в новостных разделах. Для проведения исследования было отобрано более 3000 публикаций.
Гайды интервью и фокус-групп, а также схема анализа образа России в СМИ включали в себя одни и те же параметры исследования: темпоральные, пространственные, политико-культурные, политико-психологические, в том числе представления о настоящем, прошлом и будущем России, образы реальной и идеальной России, образы народа, национальные символы, национальную идентичность, территориальные образы, собственно политические образы (государства, политических институтов, образов).
Ключевые слова: политическая психология, образ России, политические коммуникации, элита, массовое сознание, политическое восприятие, международное сотрудничество, политическая культура, социально-политический климат, стереотипы, печатные СМИ.