Проблема психологической подготовки полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мирастатья Исследовательская статья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Текст статьи Koncept-ART181037.pdf 779,7 КБ 29 июня 2018 [BarkovaJS]

[1] Ткаченко Н. В., Овчинникова Ю. С. Проблема психологической подготовки полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2018. — № 6. — С. 423–435. В контексте развития поликультурного мира перед теоретиками и практиками встаёт вопрос о развитии психолого-педагогических технологий, направленных на исследование и познание других культур. В полевой практике инструментом познания культуры другого выступает сам исследователь – субъект познания. Анализ источников, посвященных проблеме подготовки собирателя, выявил высокую степень обеспечения образовательного процесса предметным материалом с сопутствующим инструментарием полевых методов и, вместе с тем, слабую разработанность проблемы психологической подготовки личности полевика. Сложности фиксации и интерпретации материала о традиционной культуре и ее представителях, а также проблемы, связанные с личностью собирателя, отмечаются многими отечественными и зарубежными учеными. Между тем в качестве предмета самостоятельного изучения целенаправленная психологическая подготовка полевого исследователя в условиях современного образования до настоящего времени еще не ставилась. Целями данной работы выступают: определение предметного поля психологической подготовки собирателя и описание первого опыта апробации данной идеи – развития познающего субъекта как инструмента познания. В статье представлен сценарий образовательной программы развития аффективного компонента личности полевого исследователя средствами традиционной музыки народов мира. Среди методик психолого-педагогической работы рассматриваются: совместная игра-импровизация на традиционных музыкальных инструментах народов мира с рефлексией и обсуждением полученного опыта, структурированное параметрическое наблюдение и наблюдение в свободной форме, слушание традиционной музыки изучаемого региона с проведением интервью и рефлексивным самоотчетом, звуковая прогулка, интроспективный дневник, стимулирующие упражнения. Теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы психологической подготовки полевого исследователя, в обосновании подхода к пониманию познающего субъекта (полевого исследователя) как к инструменту познания, в разработке психолого-педагогического инструментария развития аффективного компонента личности собирателя средствами традиционной музыки народов мира. Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в образовательной практике подготовки полевых исследователей в различных предметных областях (антропологии, психологии, этнографии, культурологии, музыковедения, фольклористики).

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть