Аннотация:По признанию экспертов Всемирного банка, "определить качество образования весьма трудно, поскольку надежные меры оценки отсутствуют". Это признание означает, что не установлено сколько-нибудь устойчивой связи между качеством образования в стране и каким-либо социально-экономическим показателем ее развития, связанным с образованием, или их комплексом, таким как валовой внутренний продукт, качество жизни, уровень доходов населения, а также зарплата преподавателей, уровень компьютерной грамотности школьников, степень развития сети Интернет, продолжительность обязательного обучения, соотношение государственного и частного сектора в образовании, число студентов на 10 тысяч населения и т. п. Но это признание не следует понимать так, будто оценка качества образования невозможна.
Пользуясь терминологией известной теории мотивации Ф.Герцберга (Herzberg), можно сказать, что все перечисленные показатели представляют собой гигиенические факторы, которые могут способствовать качеству образования, но которые не всегда являются необходимыми и далеко не всегда - достаточными. Подлинными же факторами являются условия, формирующие личностную значимость образования, его осмысленность для обучающегося, открывающие возможности для развития личности обучающегося. Путь к достижению более высокого качества образования, при таком понимании, состоит не в том, чтобы предъявлять обучающемуся высокие требования, а в том, чтобы открыть перед ним жизненную перспективу, предъявляющую к нему высокие требования. Иными словами, стимуляция качества образования должна смениться мотивацией.