Аннотация:УДК 316.37
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
Ковалев В.Н.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Филиал МГУ в г. Севастополе
Ценности являются важными элементами сознания личности. Благодаря практическому опыту они становятся установками, реализуемыми в деятельности. Актуальность изучения ценностей заключается в том, что они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других компонентах личности, образуя содержательную структуру профессиональной направленности. Но так как процесс формирования ценностного мира личности тесно связан с категорией «отношение», то для будущих журналистов это отношение (к себе, как профессионалу, к результатам трудовой деятельности, а также к отбору ее средств) определяет успешность их профессиональной реализации в контекстах личностного смысла и потребностей общества. Изложенное выше обусловливает важность цели и результатов исследования ценностных приоритетов в воспитании профессионалов. Это, в свою очередь, предполагает решение задач: осуществления сопоставительного анализа потребностей общества и интересов будущих журналистов; построения модели их профессионального воспитания на современном этапе развития общества.
Моделируя систему совершенствования профессионального воспитания будущего журналиста с позиций психологической науки, целесообразно учитывать:
- потребности общества и государства;
- интересы и ценности молодых людей, выбирающих профессию.
Первое предполагает учет следующих ниже исходных положений, определяющих в итоге свод социальных и профессиональных компетенций журналиста.
1. Формирование (воспитание, обучение) будущего профессионала осуществляется как:
1) человека труда, чья деятельность предполагает широкий спектр межличностных, внутригрупповых и более широких социальных взаимодействий;
2) субъекта общественных отношений и, прежде всего, носителя отношений (социальных, экономических, культурных, нравственных, идеологических и др.) конкретного государства – в рассматриваемом случае как гражданина Российской Федерации;
3) представителя мирового сообщества журналистов, чьи права и чье профессиональное и общественное предназначение может выходить за рамки государственных (во имя общечеловеческих);
4) источника, хранителя и носителя определенной информации, имеющего доступ к широким СМИ;
5) субъекта пробуждающего желания и мысли, актуализирующего потребности людей, побуждающего их к действиям, поступкам, к деятельности;
6) личности ответственной, принципиальной, активной, креативной, беспристрастной, смелой, одержимой творческим поиском, обладающей развитыми коммуникативными и другими профессионально-важными качествами.
2. Педагогический коллектив вуза осуществляет профессиональное воспитание личности молодого человека, уже обладающего определенным интериоризированым социальным опытом, своеобразными чертами характера, потребностями, интересами, аттитюдами, стереотипами и др.
3. Построение образовательных и учебных программ должно осуществляться с учетом реальных, социализирующих личность будущего профессионала, общественных факторов, в которые входят и возможности высших учебных заведений страны (содержательный, кадровый, инструментальный потенциал) в воспитании будущих журналистов.
Второе предусматривает создание ценностной карты профессионала. С этой целью нами было проведено исследование ценностных приоритетов студентов первых и вторых курсов факультетов журналистики вузов г. Севастополя (выборка 60 человек). Исследование показало, что наиболее значимыми ценностями в профессиональном выборе (на начальном этапе) будущих журналистов являются следующие четырнадцать (в порядке убывания по 100-бальной системе; средне групповые значения):
1) ценность сопричастности к событиям жизнедеятельности социума (быть в гуще событий социума: мирового сообщества, страны, региона - 92);
2) ценность истинности актуальной информации (иметь возможность оперативно получать информацию из первоисточника и первым транслировать её в массы - 90);
3) ценность собственного мнения и возможности быть услышанным (иметь право и возможность высказывать своё мнение, свою точку зрения на происходящие события - 87);
4) ценность собственного влияния на социум с целью формирования общественного мнения по актуальным вопросам жизнедеятельности людей - 83;
5) ценность творчества (заниматься творческой деятельностью; интересной, увлекательной работой, не лишенной приключений - 82);
6) ценность справедливости и своей роли в ее отстаивании (использовать деятельность журналиста как средство борьбы с несправедливостью - 80);
7) ценность общения и познания людей (иметь возможность общаться с интересными людьми, первыми лицами в науке, в творчестве, в системе управления и др.; узнавать и понимать новых людей, природу различных взглядов и мнений в обществе - 78);
8) ценность свободы (обладать свободой выбора в действиях, поступках - 75);
9) ценность просоциальной интериоризации общественного опыта (расширять свой кругозор и получать новый, общественно значимый опыт - 72);
10) ценность быть одобряемым, признанным (иметь возможность общественного признания, претендовать на публичное внимание и одобрение, быть известным - 70);
11) ценность саморазвития, карьерного и профессионального роста – 68;
12) патриотические и просветительские ценности (защищать интересы людей, Родины, заниматься просвещением - 65).
13) ценность познания мира (иметь возможность посещать другие города, регионы страны, другие государства - 60);
14) материальные ценности (иметь стабильный достаток, не ниже среднего - 51).
Остальные ценности имели рейтинг индивидуальных значений менее 15 баллов, а разброс предпочтений в общей совокупности респондентов столь велик, что средний показатель оказался ничтожно мал. Поэтому они не были включены в перечень значимых.
Сопоставив базовые положения компетентностной структуры будущего журналиста с результатами исследования ценностного атласа России по г. Севастополю, мы не обнаружили противоречий «на входе». Проблема заключается только в правильной расстановке приоритетов ценностного ядра и в том, чтобы «на выходе» эти ценности превратились в аттитюды.
На основе проведения творческих сессий мы пришли к следующим выводам:
1. Коррекция ценностного ядра будущих журналистов в процессе профессионального воспитания должна быть направлена на повышение у них рейтинга таких ценностей как: патриотизм; саморазвитие; просоциальная интериоризация общественного опыта.
2. Требуют уточнения и углубление в понимании студентов такие категории, как: ценность собственного мнения, ценность собственного влияния на социум с целью формирования общественного мнения по актуальным вопросам жизнедеятельности людей, ценность справедливости и своей роли в ее отстаивании. Они обязательно должны быть связаны с высоким уровнем ответственности и политической грамотности.
3. Кристаллизация профессионально-важных ценностей в социальные установки может эффективно осуществляться в процессе профессионального обучения на основе расширения журналисткой практики (разнообразия ее видов), внедрения студийных форм организации обучения, тренингов, профессиональных проб.