Аннотация:Предлагается авторская методика для изучения уважения к родителям, описывается опыт ее использования. Разработанная методика основана на результатах изучения психологического содержания уважения к родителям, показавшего наличие двух видов уважения: предписанного и оценочного. Опросник «Уважение к родителям» включает 4 шкалы: удовлетворение материальных потребностей, социальная успешность родителя, оценочное уважение к родителю, предписанное уважение к родителю. Приводятся результаты исследования по апробации опросника, проведенного с участием 218 подростков в возрасте 12–17 лет. Приведены тестовые нормы методики. Результаты демонстрируют высокую индивидуальную вариативность всех изучаемых параметров. Выделены и описаны кластеры испытуемых, по-разному уважающих своих родителей. Показано, что степень оценочного уважения в отношении матери и отца часто различается (Z = − 2,228, ρ ≤ 0,026), так как оценочное уважение является результатом оценивания качеств и характеристик конкретного родителя, тогда как степень предписанного уважения в отношении матери и отца совпадает (Z = − 0,486, ρ ≤ 0,627), так как предписанное уважение является результатом усвоения норм долженствования такого отношения. Опыт применения методики подтверждает ее возможности в изучении уважения подростков к родителям.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, уважение к родителям, оценочное уважение к родителям, предписанное уважение к родителям, подростковый возраст, психодиагностическая методика.