Аннотация:Рассматриваются истоки понятия «архетип», которое древнегреческие философы применяли в значении «первообраз, образ, образец». Понятие «архетип» философы того периода использовали в диапазоне достаточно большого количества значений и смыслов.
Обсуждаются тенденции отнесения к архетипам иных образов, которые осуществлял К.Г. Юнг. Он использовал понятие «архетип» в значении первичных схем образов.
Приводятся некоторые архетипы, которые были наиболее интересны К.Г. Юнгу. Среди выделенных им архетипов следует назвать: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер. Отдельно К.Г. Юнг рассматривал бога Вотана – древнейший образ грозы и неистовства, архетип, которому поклонялись немцы в средние века и в период становления фашистской Германии.
Автор этой работы рассматривает сущностную природу следующих архетипов: персонажей Книги Ветхого Завета – Каина и Хама; персонажей Книги Нового Завета – Иисуса и его апостолов: Петра, Фомы, Иуды, а также архетип сатаны. Иисус – особая ипостась. Многие персоналии, очевидно, были конкретными людьми во плоти, имели принадлежащие им имена, и каждый – свои особенности. Некоторые их черты (личностные качества) превратили библейских персонажей в особые архетипы, которые во все последующие времена, в силу их негативных проявлений, по существу, стали так называемыми синдромами, знаменующими собой негативные личностные качества, настолько сконцентрированные в конкретной персоне, что одно имя их стало знаком конкретного симптома.
Далее рассматриваются образы-символы, начавшие складываться на заре истории человечества: 1 – архетипические символы (местоимения, несущие в себе значения и смыслы социальных позиций человеков по отношению друг к другу): «они», «мы», «я», «не-я», «Я и другие», которые имеют особые значения и смыслы, влияющие на самосознание и поведение людей во всей их истории; 2 – такие сущностные архетипические символы, как «свои – чужие», «хороший – плохой», «добро – зло» и тому подобные антонимы в их известном множестве. Особое место занимают архетипы понятий «они», «мы», «я» и «личность».
Многие понятия, развившиеся в истории человеческой культуры и вошедшие в сферы Великого идеополя общественного самосознания, по существу, берут на себя функции архетипов.