Аннотация:В статье на материалах ГА РФ и ГАХК анализируются роль образовательного фактора в обеспечении безопасности российского Дальнего Востока накануне Первой мировой войны. В период между Русско-японской 1904–1905 гг. и Первой мировой 1914–1918 гг. войнами в Российской империи был реализован целый комплекс военных реформ, направленный на повышение обороноспособности империи. Однако в век массовых армий одних военных мер для этого было уже недостаточно. Обращение с современным оружием и война против противника с хорошо образованным населением требовали и соответствующего уровня образования русского солдата.
Именно поэтому, некоторыми военными еще в ходе Русско-японской войны было инициировано изучение японского всеобщего начального образования. Цель – внедрение в России всеобщего начального образования, для поднятия общего образовательного и культурного уровня нижних чинов.
К сожалению, обсуждение этого вопроса и разработка детального проекта образовательной реформы сильно затянулись. Обсуждение в Правительстве началось еще в 1910 г., а полностью введение всеобщего начального образования в империи должно было завершиться в 1920 г. Однако начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война положила конец существованию Российской империи, так и не сумевшей вовремя провести столь нужную образовательную реформу вовремя.