Аннотация:Актуальные направления медиалингвистики
Медиалингвистика, предметом которой является функционирование языка в средствах массовой информации, с момента своего становления в 2000 году проделала огромный путь: получила статус самостоятельной научной дисциплины, разработанную теорию, методологию, терминологический аппарат, устойчивую внутреннюю структуру.
Одним из свидетельств признания медиалингвистики в качестве отдельного направления науке о языке является её включение в программы научных конференций в России и за рубежом.
С 2014 года Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета запускает специальный сайт «Медиалингвистика ХХI век» ( ), а с 2015 начинает выхолить журнал «Медиалингвистика».
Огромный интерес к достижениям медиалингвистических исследований проявляют в Китае.
Традиционно внимание учёных, занимающихся различными аспектами функционирования языка в СМИ, концентрировалось вокруг следующих ключевых тем, задающих вектор исследований:
1) определение внутрилингвистического статуса языка СМИ, его описание с точки зрения базовой парадигмы язык - речь, текст -дискурс;
2) возможности функционально-стилевой дифференциации медиа-дискурса, классификация текстов по степени реализации в них основных функций языка и каналу распространения (пресса, радио, телевидение, Интернет);
3) типология медиаречи, диапазон жанрово-видовой классификации текстов массовой информации, выделение основных типов текстов – новости, информационная аналитика и комментарий, публицистика (features), реклама;
4) лингвостилистические особенности основных типов медиатекстов;
5) экстралингвистические составляющие медиадискурса, как-то: производство, распространение и восприятие медиатекстов, социо-культурный и идеологический контекст, интерпретационные свойства медиаречи, особенности реализации метасообщения, культуро-специфические признаки;
6) лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание (лингвистическая составляющая техник пропаганды, манипуляции, приёмов информационной политики и информационного менеджмента, связей с общественностью);
7) сопоставительное изучение лингвомедийных практик различных стран.
Перечисленные темы образуют базовую, стержневую парадигму медиадингвистических исследований, состоящую из трёх обязательных компонентов: Язык- Речь- СМИ, которая, однако, может расширяться за счёт включения новых значимых составляющих, например, Язык-Речь-СМИ-Политика, Язык-Речь-СМИ-Культура.
Понятно, что все составляющие постоянно развиваются и обновляются, отражая естественное развитие языка и речи. Но особую динамику данной парадигме придаёт компонент СМИ – средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, стремительное совершенствование которых оказывает заметное влияние на состояние других компонентов.
На чём же сосредоточено внимание медиалингвистов сегодня?
1) Медиатекст остаётся в центре исследовательского интереса. Однако наряду с привычными подходами формируется новые поля
Медиатекст рассматривается как неразрывное единство вербальной и медийной части, актуализованное в определённом медиформате. Мэмы.
Соотношение вербальной и медийной частей, роль иллюстраций, видеоряда – иллюстрация, дополнение, коннотация, ассоциация, контраст.
2) Медиадискурс – три подхода к определению, диверсификация жанров, собственно медиатексты, создаваемые профессионалами (новости, информ аналитика и комментарий, публицистика, реклама) и постоянно увеличивающийся корпус текстов, распространяемых в сети Интернет любым пользователем.
3) Новостной дискурс – информационная модель
4) Лингвомедийные средства информационного противоборства лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание (лингвистическая составляющая техник пропаганды, манипуляции, приёмов информационной политики и информационного менеджмента, связей с общественностью);
5) Формирование и продвижение брендов
6) экстралингвистические составляющие медиадискурса, как-то: производство, распространение и восприятие медиатекстов, социо-культурный и идеологический контекст, интерпретационные свойства медиаречи, особенности реализации метасообщения, культуро-специфические признаки;
7) сопоставительное изучение лингвомедийных практик различных стран, или сравнительная медиалингвистика.