Аннотация:В данной статье показано развитие теории бизнес-интеллекта и ее практической реализации начиная с 1950 годов в плановой и рыночной моделях на примерах автоматизированных систем управления (АСУ) и систем поддержки принятия решений. Представлена дифференциация АСУ по объектам управления: технологическими процессами (АСУТП), отдельными предприятиям (АСУП), отраслями (ОАСУ), а также функциональные автоматизированные системы, предназначенные для сметного дела, проектов и плановых расчетов, материально-технического снабжения. Ключевой задачей АСУ провозглашалось повышение эффективности управления и совершенствование методов планирования. При постановке политических задач внедрение АСУ предполагалось в комплексе мероприятий по совершенствованию системы управления в целом. На практике чаще всего внедрение происходило лишь в программно-аппаратной части и ограничивалась сбором информации. Важнейшие вопросы демократизации управления, экономического стимулирования фактически не поднимались. Административные методы централизованного внедрения АСУ, не опиравшиеся на частный интерес, сталкивались с системными факторами торможения.
Отмечается, что главной предпосылкой создания и функционирования АСУ был комплекс организационных и экономических условий, когда предприятия уже не могли обойтись старыми методами управления. В числе основных направлений выделен приоритет частного сектора, а не государства. Внедрение систем BIS характерно преимущественно для международных компаний, тогда как это было бы полезно для всех уровней предпринимательства на основе осознанной потребности в совершенствовании бизнес-процессов и повышении конкурентоспособности. Базовой идеей при этом становится маршрутизация и интерпретация огромных потоков информации с трансформацией их в полезные знания.