![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Проведение исследований направлено на: комплексный анализ градаций здоровья студентов МГУ (отнесенных к основной медицинской группе) в зависимости от используемых в процессе физического воспитания средств, включающий изучение психофизиологических (субъективных и объективных) показателей, оценку межполушарной организации моторных и сенсорных функций; использование нейропсихологического подхода к выявлению факторов, определяющих индивидуальное здоровье.
Research is aimed at: a comprehensive analysis of the gradations of health of MSU students (assigned to the main medical group) depending on the means used in the process of physical education, including the study of psychophysiological (subjective and objective) indicators, assessment of the interhemispheric organization of motor and sensory functions; using a neuropsychological approach to identifying factors that determine individual health.
Данные о связях градаций здоровья студентов основной медицинской группы и особенностей, связанных с видом физкультурно-спортивной деятельности, полом и спецификой межполушарной организации моторных и сенсорных функций.
Проблема здоровья студентов исследуется на кафедре физического воспитания и спорта МГУ на протяжении длительного времени. Научное значение результатов проведенных исследований определяется тем, что основное внимание в них уделялось здоровью «практически» здоровых студентов. Как известно, предметом изучения медицины является болезнь, а объектом – уже заболевший человек, хотя, по мнению многих авторов, переход от здоровья к болезни осуществляется через ряд стадий, которые называют «предболезнью», «промежуточным» состоянием. Существуют разные подходы к оценке и последующему сопровождению здоровья здорового человека. Кроме того, достаточно часто уровень здоровья напрямую сопоставляется с уровнем физической подготовленности. Материалы, полученные в исследованиях, проведенных на кафедре, обосновывают оправданность использования сведений о физическом развитии, физической подготовленности, уровне двигательной активности только в комплексной характеристике здоровья, обязательно сочетающейся с оценкой не только физического, но и психического здоровья. Полученные в ходе многолетних исследований здоровья материалы позволили предложить комплексную программу определения уровня здоровья студента, и, главное, – обосновать необходимость анализа индивидуального здоровья, а также выявления факторов, влияющих на индивидуальное здоровье студентов. Оригинальные результаты были получены относительно биологических факторов, определяющих здоровье. В частности, были экспериментально подтверждены возможности использования нейропсихологического подхода к изучению здоровья. В соответствии с указанным подходом в качестве биологического фактора, определяющего индивидуальные особенности здоровья, рассматривается специфика межполушарной организации моторных и сенсорных функций.Продолжение исследований в данном направлении может послужить основанием для описания вариантов «нормы» здоровья и позволяет реализовать индивидуальный подход к анализу здоровья здорового человека.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Двигательная активность студентов и психофизиология здоровья |
Результаты этапа: По первой теме «Психофизиологический анализ градаций здоровья студентов на основании объективных и субъективных показателей» определялись градации индивидуального здоровья обследованных студентов (n=112) на основании объективных (физиологических и психологических) и субъективных (психологических) показателей. В качестве объективных физиологических рассматривали характеристики деятельности сердечно-сосудистой системы, объективных психологических – результаты выполнения нескольких корректурных проб, субъективными психологическими служили данные, полученные при помощи опросника «SF-36 Health Status Survey» и модифицированного теста Люшера. Анализ субъективных данных по разным шкалам «SF-36» обнаружил, что показатели по большинству шкал были выше 50 баллов и свидетельствовали о достаточно высоких субъективных оценках качества жизни и уровня физического и психологического здоровья обследованных студентов. По результатам выполнения модифицированного теста Люшера рассчитывали коэффициент вегетативного тонуса (КВТ). Было обнаружено, что, по субъективным оценкам, 48,7% испытуемых находились в оптимальном функциональном состоянии, 25% - характеризовались чрезмерным возбуждением, а 26,3% - утомлением и низкой активностью. Наряду с накоплением данных о проявлениях разных градаций здоровья студентов на объективном и субъективном уровнях исследовали влияние на описанные показатели двух факторов: уровня двигательной активности студентов и особенностей латеральной организации моторных и сенсорных функций. Материалы проведенных исследований свидетельствовали о том, что у студентов с правосторонними латеральными признаками прослеживалось большее влияние повышения уровня двигательной активности на субъективные проявления здоровья, а у лиц с левосторонними – на объективные физиологические показатели. Была показана связь вариабельности различных характеристик функционального состояния с особенностями латеральной организации функций. Обнаружено, что у испытуемых с левосторонними признаками асимметрии ниже средние значения показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС и АД) в разных функциональных состояниях, выше качество выполнения корректурных проб, а субъективные оценки их функционального состояния реже указывали на перевозбуждение. У лиц с правосторонними признаками асимметрии была выше средняя скорость выполнения и цифровой, и вербальной корректурных проб при худшем качестве, чаще отмечались более высокие показатели ЧСС и АД, субъективные оценки функционального состояния чаще отражали перевозбуждение и реже – оптимальное функциональное состояние. Испытуемые с симметричными признаками в моторной и сенсорных системах чаще характеризовались (по субъективным данным) оптимальным функциональным состоянием. Описанные результаты анализа показателей КВТ отражали тенденцию «оптимизации» функционального состояния (по субъективным оценкам) при наличии симметричных и левосторонних признаков в ПЛО. По второй теме «Исследование зрительно-пространственных функций студентов, занимающихся в группах разных специализаций, с учетом латеральных признаков в моторной и сенсорных системах», проведен анализ особенностей зрительно-пространственных функций на разных уровнях их осуществления (моторном, перцептивном, мнестическом) у студентов, занимающихся в группах со специализацией по художественной гимнастике и айкидо. Использовали тест ориентации линий Бентона, пробу «Рука», методику копирования и воспроизведения по памяти комплексной фигуры Рея-Остеррица. Учитывали уровень освоения испытуемыми специальных двигательных навыков, а также функциональную асимметрию в моторной и сенсорных системах. Были выявлены более информативные характеристики зрительно-пространственных функций и пространственно-конструктивной деятельности, в частности, к ним относятся результаты решения пространственных задач на мнестическом уровне, а также стратегии выполнения конструктивной деятельности. Обнаружено, что у обследованных испытуемых особенности зрительно-пространственных функций в большей степени определялись асимметрией в мануальной и зрительной системах. Обобщение материалов исследования свидетельствует о большей успешности решения пространственных задач в некоей системе координат испытуемыми с правосторонними признаками асимметрии в зрительной сфере. Наряду с этим лица с симметрией и левосторонними признаками в каждой из проанализированных систем (мануальной моторной, слухоречевой и зрительной), имеющие одновременно минимальную степень правшества в других системах, демонстрировали лучшие стратегии выполнения конструктивно-пространственной деятельности (и по образцу, и по памяти). | ||
2 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Анализ индивидуальных особенностей двигательных и познавательных процессов в зависимости от специфики физкультурно-спортивной деятельности и латеральной организации моторной и сенсорных систем |
Результаты этапа: В рамках обобщенной темы проводились исследования по двум частным. По теме «Исследование субъективных и объективных показателей здоровья студентов и влияющих на них факторов» продолжен анализ проблемы индивидуального здоровья. Результаты исследования подтвердили отсутствие однозначного соответствия между объективными и субъективными показателями индивидуального здоровья. Выявлено, что «внутренняя картина здоровья» может недостаточно адекватно отражать объективное состояние адаптационных процессов, через которые традиционно характеризуется здоровье. Экспериментально продемонстрирована разнонаправленная связь объективной и субъективной оценок здоровья с особенностями межполушарной функциональной организации мозга. Как показали результаты исследования в целом, нейропсихологический подход к исследованию здоровья позволяет индивидуализировать донозологическую диагностику. По теме «Анализ индивидуальных особенностей двигательных и познавательных процессов студентов в зависимости от специфики физкультурно-спортивной деятельности и латеральной организации моторной и сенсорных систем» проведено исследование индивидуальных различий зрительно-пространственных функций и влияющих на них факторов у студентов, специализирующихся по боевым искусствам (каратэдо и айкидо). Использовали комплекс методик оценки зрительно-пространственных функций. Корреляционный анализ показателей выполнения всех пространственных тестов подтвердил направленность использованных методик на оценку разных компонентов пространственных функций. Для изучения влияния на индивидуальные различия зрительно-пространственной сферы межполушарной организации мозга указанные различия были сопоставлены с типом латерального профиля испытуемых. Было обнаружено, что среди обследованных спортсменов лучшими показателями зрительно-пространственных функций характеризуются лица с правым ведущим глазом, а также «чистые» правши. | ||
3 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей |
Результаты этапа: Изучены особенности двигательных и познавательных функций у здоровых девушек-студенток в разные фазы овариально-менструального цикла. Описаны колебания показателей проанализированных функций у обследованных испытуемых в течение цикла: более высокие динамические характеристики двигательных функций отмечались в фолликулярную фазу, лучшие показатели выполнения простой познавательной деятельности прослеживались в овуляторную фазу ОМЦ, а сложной – в менструальную. Выявлено, что у обследованных девушек характер колебаний рассмотренных показателей в течение цикла связан с особенностями межполушарной функциональной асимметрии. Обнаружены различия зрительно-пространственных функций студентов-спортсменов, занимающихся боевыми искусствами (айкидо, каратэдо), в зависимости от успешности освоения ими специальных двигательных навыков данных видов. | ||
4 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей |
Результаты этапа: Изучены характеристики зрительно-пространственных функций студентов-спортсменов разного пола, специализирующихся по боевым искусствам (айкидо и каратэдо). В обследованной выборке различий использованных показателей зрительно-пространственных функций у юношей и девушек не обнаружено. Испытуемые обоего пола, имеющие лучшие характеристики протекания зрительно-пространственных процессов, успешнее овладевали специальными навыками данных видов спорта. Проанализированы индивидуальные различия тактильной чувствительности, важной для обеспечения комплексного специализированного восприятия («чувства воды»), у студентов, занимающихся плаванием. Выявлено значимо большее влияние на указанные различия специфики латерального профиля пловцов по сравнению с уровнем спортивного мастерства. | ||
5 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Исследование индивидуальных различий психофизиологических показателей функционального состояния студентов с учетом особенностей их физкультурно-спортивной деятельности |
Результаты этапа: Проанализированы особенности моторной и сенсорной функциональной асимметрии, а также индивидуальные различия тактильной чувствительности рук у студентов групп начального обучения технике спортивных способов плавания. Обнаружено преобладание у обследованных испытуемых правосторонних латеральных признаков в моторной мануальной и зрительной системах. Показано, что студенты-юноши, характеризующиеся симметрией или левосторонними латеральными признаками в зрительной системе, обнаруживали лучшие показатели тактильной чувствительности рук и более выраженную склонность к успешному освоению техники спортивных способов плавания. Исследованы связи показателей физической подготовленности, индивидуально-психологических характеристик, особенностей латеральной организации моторной и сенсорных систем и игровых функций студентов-юношей, занимающихся волейболом. Обнаружены различия латеральной организации зрительной системы у обследованных студентов-волейболистов разного амплуа, различающихся уровнем общей и специальной физической подготовленности. Различия индивидуально-психологических особенностей студентов с разными игровыми функциями прослеживались, в основном, по параметру «качество-скорость» выполнения любой деятельности, в том числе и психической, а также по уровню реактивной тревожности и выраженности экстраверсии. | ||
6 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Исследование индивидуальных различий психофизиологических показателей функционального состояния студентов с учетом особенностей их физкультурно-спортивной деятельности |
Результаты этапа: Обобщение материалов, полученных в ходе проведенных на данном этапе работы исследований, свидетельствует о возможностях использования нейропсихологического подхода к выявлению индивидуальных различий психофизиологических показателей, используемых для оценки функциональных состояний, при учете особенностей индивидуального здоровья студентов и их физкультурно-спортивной деятельности. В первом разделе работы выявлено, что показатели функционального состояния различаются у обследованных практически здоровых студентов-юношей, характеризующихся разными градациями здоровья и признаками функциональной асимметрии. Соотношения проанализированных показателей имеют сложный характер. Продемонстрировано положительное значение «накопления» правосторонних признаков в основных анализаторных системах у студентов-юношей, занимающихся в группах обучения технике спортивных способов плавания, для формирования рациональной техники. Во втором разделе выявлено, что преобладание правосторонних признаков функциональной асимметрии в моторной мануальной и основных сенсорных системах у юношей-спортивных гимнастов является устойчивой характеристикой, прогностически благоприятной для совершенствования в данном виде спорта. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".