ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Одно из приоритетных направлений научно-исследовательской работы лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения - социологическое исследование учебного процесса, направленное на совершенствование образовательной модели на юридическом факультете в целях подготовки высококвалифицированных специалистов.
В рамках данного направления в 2014 году проведено три социологических исследования: 1) « Причины пропуска студентами лекционных занятий (опрос студентов)»; 2) «Совершенствование методов организации учебного процесса (посещаемость лекций и внедрение инновационных технологий в преподавательской практике)»; 3) «Перспективы набора в магистратуру Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова». В процессе исследования были проанализированы факторы, влияющие на посещаемость студентами лекционных занятий и их взаимосвязь с эффективностью использования инновационных технологий в преподавательской практике. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности контроля присутствия и активного вовлечения студентов в новую образовательную ситуацию. Она предполагает функционирование единой «команды» преподавателей и студентов, совместно производящих новое знание. Анализ данных показал диаметральную противоположность оценок причин пропусков лекций со стороны преподавателей и студентов. Если студенты считают такими причинами индивидуальные особенности чтения лекций преподавателями, то преподаватели указывают на отсутствие должной мотивации у студентов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод: способы повышения посещаемости лекционных занятий и мотивации студентов к вовлечению в образовательные среды нового типа связаны с преодолением многочисленных барьеров и разобщенности ключевых ролевых позиций. Преподаватель должен переходить от роли транслятора экспертных знаний к роли координатора эффективных взаимодействий по производству знания. Важным фактором, способствующим такому переходу, является использование современных ИКТ технологий. Существенным барьером для формирования новой образовательной среды можно считать рассогласование в ожиданиях преподавателей и студентов по поводу интенсивности использования ИКТ. При этом следует учитывать риски, вытекающие из широкого проникновения в образовательные практики разнообразных технических устройств и интернета. Расширение практик использования таких средств должно сочетаться с развитием критического мышления, и приоритетностью смысловых содержательных аспектов изучаемых предметов. В условиях перехода к образовательной модели «интегрированного магистра» и значительным увеличением набора в магистратуру Юридического факультета возникает необходимость изучения установок и намерений целевых групп (4 курс бакалавриата и 3 курс спецотделения) для эффективного планирования работы магистерских программ. Результаты проведенного социологического исследования показывают: магистратура очень востребована не только среди студентов, обучающихся на четвертом курсе бакалавриата дневной формы обучения, но и у студентов, получающих второе высшее образование. Магистратура для будущих молодых специалистов - это, прежде всего, необходимое продолжение образовательных траекторий. Согласно полученным данным, подавляющее большинство респондентов собираются продолжать свое обучение. Большая часть из тех, кто планирует поступление в магистратуру, хотели бы продолжить обучение именно на юридическом факультете МГУ. Для большинства студентов основным мотивом поступления в магистратуру юридического факультета МГУ являются высокие стандарты качества обучения. Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, положительная репутация вуза у работодателей, престижность диплома – все это, по мнению студентов, позволяет сделать выбор и продолжить обучение на факультете. Для большинства респондентов диплом магистра рассматривается как предпосылка повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Как показало исследование, основными причинами отказа от поступления в магистратуру юридического факультета МГУ являются опасения, связанные со сложностями совмещения учебы с работой, высокая стоимость обучения, а также отсутствие магистерских программ, отвечающих их профессиональным интересам и устремлениям. • Издана статья: Клочкова А.В., Шаронова А.А. «Новые образовательные стандарты глазами студентов»// Вестник МГУ. Серия Право». 2014. № 2. В этом учебном процессе и исследовательских работах непосредственное участие, а также руководство и осуществление контрольных и организационных мероприятий осуществляли: Клочкова А.В., Шаронова А.А., Васенина И.В., Хвыля-Олинтер Н.А.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Мониторинг эффективности юридического образования |
Результаты этапа: В процессе исследования были проанализированы факторы, влияющие на посещаемость студентами лекционных занятий и их взаимосвязь с эффективностью использования инновационных технологий в преподавательской практике. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности контроля присутствия и активного вовлечения студентов в новую образовательную ситуацию. Она предполагает функционирование единой «команды» преподавателей и студентов, совместно производящих новое знание. Анализ данных показал диаметральную противоположность оценок причин пропусков лекций со стороны преподавателей и студентов. Если студенты считают такими причинами индивидуальные особенности чтения лекций преподавателями, то преподаватели указывают на отсутствие должной мотивации у студентов. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".