ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Комплексное исследование языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста имеет важнейшее значение, поскольку средства массовой информации обладают мощной силой воздействия на общественное сознание, оказывая влияние не только на мировоспрятие современного человека, но также во многом определяя языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы в рамках русского и других европейских языков. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи. Изучение языка СМИ может быть продуктивным только при использовании методов различных отраслей знания, т.е. на междисциплинарном уровне, в тесном сотрудничестве филологов с журналистами, психологами, философами, социологами и политологами. В процессе работы над проблематикой проекта основное внимание уделялось воздействующей функции СМИ, возможности манипулирования сознанием с помощью востребованных для этого специальных языковых средств, а также разработке контрстратегий на базе критического осознанного отношения к языку и текстам массовой коммуникации.
Комплексный междисциплинарный анализ языка СМИ в собственно лингвистическом, психологическом, герменевтическом, когнитивном лингвопрагматическом и культурологическом аспектах представляет собой новое научное направление, основы которого заложены на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Это направление, непосредственно интегрировано в учебный процесс. Его результаты, которые нашли отражение в опубликованных статьях по проблемам языка СМИ, в программе курсов по специализации "Язык средств массовой информации", в циклах лекций, прочитанных в рамках этой специализации на филологическом факультете МГУ, предоставляют студентам возможность овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, направленными на адекватное восприятие и продуцирование текстов современных СМИ, которые определяют социально-психологическую и языковую ситуации в современном обществе.
РГНФ (грант РГНФ № 00-04-00184а) | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2000 г.-31 декабря 2002 г. | Язык средств массовой информации |
Результаты этапа: В течение 3-х лет проводилось комплексное исследование языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста на основе лингвистического, психологического, когнитивно-информационного, герменевтического, прагматического и культурологического анализа. В 2000 г. в Издательстве Московского университета при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда опубликована программа курсов по специализации «Язык средств массовой информации» (УДК 800 ББК 81 – 86 с.). С 2000 по 2002 гг. участниками и руководителем проекта прочитаны три цикла лекций по проблематике исследования на филологическом факультете МГУ в рамках специализации «Язык СМИ». Опубликован ряд статей (среди прочих): Володина М.Н. Аспекты изучения языка средств массовой информации на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова // Вестник Московского ун-та. Серия 9, Филология. 2000. №6. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2001. №3. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Отчёт о работе коллектива по проекту за 2001 год | Otchet_RGNF_2.doc | 105,0 КБ | 20 декабря 2014 [VolodinaMN] |