Результаты этапа: В 2024г работы по гранту проводились как камеральные, так и полевые.
В результате камеральных работ:
• Создан (частично) сайт «Малые города и сельская местность России в пост-советский период» http://ruralstudies.ecoross.tilda.ws/ Его наполнение продолжается.
• Разработана структура электронного атласа малых городов и сельской местности России. Проведена работа по сбору основных данных на уровне муниципальных образований за 2000-е гг. Атлас будет содержать 4 основных раздела, в соответствии с территориальным уровнем отражения показателей (регионы России и муниципальные образования; зональные особенности; азональные факторы (агломерационный, этнический, транспортный, институциональный и т.д.); отдельные сельские поселения и малые города.
• Разработана методика изучения сезонности образа жизни, и опробована на примере республики Чувашия.
• Разработана методика составления «виртуального портрета» сельского населенного пункта.
Полевые исследования проводились в 26 муниципальных районах 11 регионов России: Вологодская и Тверская области, Калининградская область, республики Мордовия и Чувашия, республика Дагестан, Краснодарский край, а также Тюменская область (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Саха-Якутия, Сахалинская область.
В Вологодской области выявлено появление растущих пригородных зон даже вокруг малых городов и районных центров без статуса городского населённого пункта. Оно возможно даже в условиях депопуляции как сельских районов, так и их ядер и происходит как за счёт перемещения сельских жителей ближе к центру (периферийная урбанизация), так и за счёт выезда жителей райцентра. Периферийная урбанизация происходит в большинстве районов, поскольку депопуляция и закрытие большинства объектов социальной инфраструктуры на удалённых от центра сельских территориях выталкивает население, при этом не все готовы перебираться в региональные центры и их окрестности, предпочитая районный центр и его пригороды. При выборе нового места жительства для переезжающих из периферийных сёл пользу пригородных сельских населённых пунктов, а не городского ядра, говорят как более низкие тарифы на электроэнергию и ряд сельских льгот, так и возможность поддерживать сельский образ жизни (ведение подсобного хозяйства, возможность ходить в лес, на рыбалку). Для пожилых переселенцев важны благоустроенные квартиры в многоквартирных домах, цены на которые в пригороде ниже, чем в городе-райцентре.
В Тверской области обследовался Кашинский район, где в 2001г. уже проводилось исследование территориальной подвижности населения. За период 2001–2024 гг. население Кашинского района стало более территориально подвижным: хотя бы раз в год другие регионы России сейчас посещают 42% жителей малого города, в то время как в 2001 г. доля таковых составляла 14%. За два десятилетия увеличилось разнообразие поездок населения по целям и направлениям: в особенности, в несколько раз увеличилось участие населения в поездках с рекреационными целями. Усилился разрыв между горожанами и сельчанами в территориальной подвижности в направлении Москвы и других регионов России – в этих направлениях жители малого города более подвижны; однако участие сельских жителей в возвратных миграциях в региональный центр, наоборот, начало преобладать над участием горожан;
В Краснодарской края обследовались Тимашевский и Каневской районы. Их райцентры имеют сходную людность, но Тимашевск – город, а Каневская – село (станица), поэтому возможно было сравнение влияния статуса на социально-экономическую ситуацию в них.
Сельский статус населённого пункта предоставляет его жителям некоторые льготы и преференции: 1) выплаты на строительство или покупку дома по программе «Комплексное развитие сельских территорий»; 2) преференции, предусмотренные программами «земский доктор», «земский фельдшер» и «земский учитель»; 3) надбавка к пенсии гражданам, которые отработали 30 и более лет в сельской местности; 4) коммунальные льготы сельским педагогам, а также медицинским работникам и фармацевтам, трудоустроенным в федеральных госучреждениях; 5) дополнительные трудовые льготы для работающих в сельской местности женщин.
Программа сельской ипотеки, в свою очередь, распространяется в целом на населенные пункты людностью до 30 тыс. чел. вне зависимости от их статуса (по этой причине станица Каневская в программу не попадает).
Таким образом, с точки зрения баланса предусмотренных законодательством формальных выгод и издержек проживание в сельской местности более выгодно, чем в городских населённых пунктах (наибольшая выгода – для бюджетников). |