![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Цель мероприятия – разработка рабочей программы курса «Журналистика и медиа», по которой будут обучаться школьники 10-11 классов в рамках проекта предпрофессионального образования «Медиакласс в московской школе», разработка учебного пособия и контрольно-измерительных материалов для учащихся, реализация программы повышения квалификации для педагогов, работающих в медиаклассах, по новой программе дополнительного профессионального образования, а также подготовка методического пособия для педагогов об особенностях преподавания курса.
В рамках реализации проекта планируется: 1. Разработка рабочей программы по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы) объемом 68 академических часов, включающей календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, содержание рабочей программы, перечень учебно-методического обеспечения. Формат программы аналогичен формату программ, размещенных на портале «Единое содержание общего образования» (ссылка на портал: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/). Рабочая программа по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы) будет составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования. Курс будет носить профориентационный характер и ставит своей целью развитие интереса школьников к работе журналиста, а также повышение общего уровня медиаграмотности учащихся и развитие их умения ориентироваться в современном медиапространстве. С точки зрения тематического наполнения курс планируется построить по пути постепенного усложнения содержания и преподаваемого материала. Так, основной задачей курса «Журналистика и медиа» в 10 классе видится формирование у школьников базовых представлений о деятельности журналиста и навыков создания текстов различных жанров: новостных заметок, репортажей, интервью, рецензий и пр. В 10 классе учащиеся также познакомятся с основными элементами медиатекста, ключевыми источниками информации журналиста, принципами организации работы редакции. В 11 классе курс «Журналистика и медиа» должен вывести полученные ранее школьниками знания на новую ступень и научить их созданию журналистских материалов различной тематики – экономической, культурной, спортивной, социальной и пр. – с активным использованием тех жанров и форматов, которые они изучили в 10 классе, а также с применением методов сбора информации и организации проектной работы, освоенных годом ранее. Таким образом, курс «Журналистика и медиа», с одной стороны, сохранит последовательность и преемственность его освоения в старшей школе на протяжении 10 и 11 класса, с другой – будет во многом носить междисциплинарный характер. Он даст возможность ученикам медиаклассов применить на практике знания, полученные в рамках освоения других учебных предметов – таких, как «Русский язык», «Литература», «Обществознание» и др., обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, единство учебных и воспитательных процессов. Данный курс может быть легко дополнены часами, отведенными на элективные дисциплины, проектную или внеурочную деятельность. В частности, материалы, подготовленные школьниками в рамках занятий по курсам «Журналистика и медиа» (тексты, аудио- и видеоролики) можно публиковать в школьных медиа – газетах и журналах, аккаунтах социальных сетей, на сайтах учебных заведений и др. Это позволит школьникам уже в процессе обучения применить полученные знания и увидеть наглядные результаты своей работы, что, в конечном счете, будет способствовать профессиональному самоопределению, саморазвитию и непрерывному образованию учащихся, целостности их общекультурного, личностного и познавательного развития, выработке у школьников коммуникативных качеств, то есть решать те задачи, которые прописаны в положениях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 2. Разработка учебного пособия для обучающихся по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы). Объем пособия – не менее 400 000 печатных знаков (буквы, знаки препинания, цифры и пробелы). Каждый параграф пособия будет включать текстовые и графические материалы, ссылки на видеоматериалы. В отдельном разделе пособия будут представлены кейсовые задания по теме курса с эталонами ответов на них (не менее 20 заданий, аналогичных формату заданий Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» – предпрофессиональный экзамен). Учебное пособие по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы) даст возможность школьникам закрепить и расширить те знания, которые они получат на уроке. Пособия глубже познакомят учащихся с профессией журналиста, основами журналистского мастерства, особенностями подготовки современного медиапроекта, специфике командной работы в редакции. Полученные знания помогут старшеклассникам чувствовать себя более уверенными пользователями цифровой среды, повысят их медиаграмотность, позволят овладеть навыками работы с информацией и создать основу для появления личного интереса как к работе в сфере медиа, так и в области общественных и гуманитарных наук. Кроме того, они могут быть полезны при поступлении в российские вузы по направлениям подготовки «Журналистика» и «Медиакоммуникации», которые реализуются в том числе и факультетом журналистики МГУ. 3. Разработка пакета контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения внутришкольных диагностических работ по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы) с ответами (эталонами ответов к кейсовым заданиям). Пакет КИМ включает 3 варианта диагностических работ и 1 демоверсию. Каждый вариант состоит из 15 заданий разных типов и ответов (эталонов ответов) к ним: задания с выбором одного ответа, задания на соответствие, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. Каждый вариант содержит задания трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Варианты составлены равноценно по распределению типов заданий и их сложности. Пакеты контрольно-измерительных материалов позволят оценить уровень освоения материала по курсу «Журналистика и медиа» в 10-11 классах как самим учащимся в рамках самопроверки, так независимо – в момент проведения в школе диагностических работ. 4. Разработка методического пособия для педагогов об особенностях преподавания курса «Журналистика и медиа» (10–11 классы). Объем пособия – не менее 150 000 печатных знаков (буквы, знаки препинания, цифры и пробелы). Методическое пособие будет включать: рабочую программу по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы); примерное календарно-тематическое и поурочное планирование; методические рекомендации по организации обучения, контролю и оценке планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; дополнительные материалы для проведения диагностических работ и решению кейсовых заданий, включенных в курс «Журналистика и медиа» (10–11 классы); список дополнительной литературы и электронных ресурсов. 5. Разработка программы дополнительного профессионального образования (ДПО) для педагогов по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы). Объем программы – не менее 36 академических часов. Программа ДПО будет опубликована на портале http://dpomos.ru после прохождения экспертизы. Запись слушателей на программу будет осуществляется через портал dpomos.ru. 6. Проведение программы повышения квалификации в объеме не менее 36 академических часов для педагогов по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы) в соответствии с разработанной рабочей программой курса. Суммарное число слушателей программы – не менее 60 педагогов школ, реализующих проект предпрофессионального образования «Медиакласс в московской школе». Программа будет включать не менее одной трети практических занятий. Программа повышения квалификации будет направлена на совершенствование компетенций школьных педагогов в области преподавания журналистики в школе, а также способствовать формированию универсальных учебных подходов. В рамках обучения учителя смогут познакомиться с эффективными образовательными технологиями, которые используют ведущие преподаватели факультета журналистики МГУ; пополнить собственную базу кейсов и практических упражнений, чтобы применять их на уроках; разобрать основные методики развития медиаграмотности учащихся. По окончании обучения слушателям будут выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца (при условии успешного прохождения итоговой аттестации). Возможно проведение программы с использованием дистанционных образовательных технологий в формате видеоконференций. 7. Получение рецензий (не менее 2-х) от школ-участников проекта «Медиакласс в московской школе» на разработанные учебно-методические материалы по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы), включающие рабочую программу по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы), учебное пособие по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы), контрольно-измерительные материалы для проведения внутришкольных диагностических работ по курсу «Журналистика и медиа» (10–11 классы), методическое пособие для педагогов об особенностях преподавания курса «Журналистика и медиа» (10–11 классы), с информацией об актуальности материалов для проекта «Медиакласс в московской школе» и возможности их использования в учебном процессе на уровне среднего общего образования, отсутствии фактических ошибок.
Полученные результаты будут способствовать эффективному обучению школьников 10 и 11 предпрофессиональных медиаклассов основам журналистики, взаимодействию с медиа, развитию навыков проверки информации и борьбы с фейками в рамках аудиторной работы, проектной деятельности и выполнения домашних заданий. Учителя и руководители школьных редакций смогут последовательно обучать школьников 10 и 11 классов журналистике, используя рабочую программу курса «Журналистика и медиа» (10-11 классы), а также подготовленное для специально для педагогов методическое пособие. Методическое пособие будет включать: рабочую программу по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы); примерное календарно-тематическое и поурочное планирование; методические рекомендации по организации обучения, контролю и оценке планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; дополнительные материалы для проведения диагностических работ и решению кейсовых заданий, включенных в курс «Журналистика и медиа» (10-11 классы); список дополнительной литературы и электронных ресурсов. Наличие актуального учебного пособия по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы) даст возможность школьникам 10 и 11 классов закрепить полученную на уроке информацию. Пособия глубже познакомят учащихся с профессией журналиста, основами журналистского мастерства, особенностями подготовки современного медиапроекта, специфике командной работы в редакции. Полученные знания помогут старшеклассникам чувствовать себя более уверенными пользователями цифровой среды, повысят их медиаграмотность, позволят овладеть навыками работы с информацией и создать основу для появления личного интереса как к работе в сфере медиа, так и в области общественных и гуманитарных наук. Кроме того, они могут быть полезны при поступлении в российские вузы по направлениям подготовки «Журналистика» и «Медиакоммуникации», которые реализуются в том числе и факультетом журналистики МГУ. Наличие в отдельном разделе пособия кейсовых заданий по теме курса с эталонами ответов на них позволят учащимся подготовиться к участию в Московском конкурсе межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» – предпрофессиональный экзамен. Разработанные задания контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения внутришкольных диагностических работ по курсу «Журналистика и медиа» (10-11 классы) с ответами (эталонами ответов к кейсовым заданиям) позволят оценить уровень освоения материала по курсу «Журналистика и медиа» в 10-11 классах как самим учащимся в рамках самопроверки, так независимо – в момент проведения в школе диагностических работ. Программа дополнительного профессионального образования (ДПО) создается с целью повышения компетенций учителей в области преподавания курса «Журналистика и медиа» (10-11 классы), обучения журналистике, организации проектной деятельности и работы с медиа. Обучение по ней позволит совершенствовать навыки педагогов по использованию эффективных методик преподавания в условиях цифровой образовательной среды. В результате освоения программы ДПО учителя будут знать основные подходы к преподаванию журналистики и смежных профориентационных дисциплин в новых цифровых реалиях, особенности работы школьных СМИ, основы медиаграмотности. Также они смогут использовать подготовленный инструментарий для преподавания профориентационных курсов по журналистике и работе с медиа, адаптировать учебные материалы учащихся под требования школьных СМИ и их аудиторию, составлять программы курсов по развитию медиаграмотности. Педагоги, прошедшие обучение по программе ДПО, овладеют эффективными образовательными технологиями в области обучения журналистике, подкрепленными базой кейсов и практических упражнений, навыками планирования учебных занятий и разработки медиапроектов.
другие гранты РФ, Грант в форме субсидии из бюджета города Москвы |
# | Сроки | Название |
1 | 1 декабря 2023 г.-31 декабря 2024 г. | Разработка образовательных материалов для реализации учебного курса «Журналистика и медиа» в рамках проекта предпрофессионального образования «Медиакласс в московской школе» и реализация соответствующей программы повышения квалификации педагогов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".