Толерантность к неопределенности и ригидность в системе личностных предпосылок успешности интеллектуальных стратегий в условиях неопределенностиНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 15 марта 2013 г.-15 декабря 2013 г. Толерантность к неопределенности и ригидность в системе личностных предпосылок успешности интеллектуальных стратегий в условиях неопределенности
Результаты этапа: Апробирован ряд новых психодиагностических средств (опубликованы данные апробации по трем опросникам), разработаны две новые методики для экспериментального изучения регуляции выборов, из которых одна компьютеризованная (принятия решений на материале вербальных задач с использованием советов), проведены два предварительных исследования (пилотажные исследования на разработанных экспериментальных методиках) и одно основное. Результаты отражены в 4-х статьях и 6 докладах на конференциях. План полностью выполнен. В разработке теории множественной и многоуровневой регуляции продуктивных решений мы реализовали разные методические пути. Во-первых, это установление установления корреляционных связей между показателями индивидуальных различий по ригидности, рефлексивности, готовности к риску, толерантности-интолерантности к неопределенности, интеллекту (в том числе эмоциональному) и креативности. Этот этап исследований необходимо предваряет следующие: 1) экспериментальное изучение саморегуляции стратегий субъекта (на основе процедур с возможностью использования подсказки и материала вербальных задач), в этом ракурсе проведены два пилотажных исследования и 2) последующее построение структурных моделей, репрезентирующих связи между изучаемыми латентными переменными (к чему мы перешли на основе указанного корреляционного исследования, но необходим больший объем выборок).
2 28 февраля 2014 г.-30 декабря 2014 г. Толерантность к неопределенности и ригидность в системе личностных предпосылок успешности интеллектуальных стратегий
Результаты этапа: В рамках подготовки психодиагностических методик для выполнения проекта три из них были заново апробированы; результаты представлены в трех статьях: 1) Мельбурнский опросник (Корнилова 2013), 2) опросник интуитивного стиля С. Эпстайна (Корнилова, Корнилов, 2013), 3) Шкалы "психологической разумности" (Новикова, Корнилова, 2014). Выполнено также предполагавшееся планом психодиагностическое тестирование выборок испытуемых по методикам НТН (Новый опросник толерантности к неопределенности Т. Корниловой), ЛФР (Личностные факторы принятия решений Т. Корниловой), самооценки интеллекта, самооценки креативности, самоэффективности, по интеллектуальной тестовой батарее ROADS; применялись также ТОРЗ (Томский опросник ригидности Г. Залевского), ЭмИн (опросник ЭмИн Д. Люсина), Мак-шкала, опросники Дж.Реста Справедливость-Забота (в апробации С.В. Молчанова), Рефлексивность (А. Карпова), методика диагностики креативности Р. Стернберга "Комиксы". При анализе продуктивных решений использовались показатели стратегий выбора (в процедурах принятия решений с методикой подсказки), направленности выборов (в вербальных задачах) и средний экзаменационный балл студентов (GPA). Для исследований принятия решений на основе использования подсказки была разработана компьютеризованная процедура предъявления вербальных задач, в которых испытуемый может после предварительного решения брать подсказку разной глубины. Причем подсказки даются одни и те же, о чем испытуемый не знает; тем самым достигается равная информированность испытуемых независимо от глубины предполагаемой ими развертки развития ситуации. Получениеи данных на 50 исп-х, как предполагалось в этой компьютеризованной методике по исходному плану, оказалось недостаточным, и мы поставили цель на следующем этапе в два раза увеличить выборку. В другом эмпирическом исследовании на студенческой выборке (n=304) устанавливались связи переменных сиптомокомплекса ригидности, переменных принятия неопределенности (толерантности-интолерантности к неопределенности, готовности к риску), рациональности и рефлексивности, интеллекта (академического и практического) и креативности. Кроме личностных переменных при его проведении использовалась тестовая батарея измерения интеллекта РОАДС(Корнилов, Григоренко, 2010). Показано, что хотя общая ригидность и выступает отрицательным предиктором креативности (Павлова, Корнилова, 2013), но при этом ригидность в узком смысле (актуальная) положительно коррелирует с вербальной креативностью; М. Новиковой и С. Корниловым установлены положительные связи ряда шкал ригидности с вербальным интеллектом. При дополнительном тестировании Павловой Е. этой же выборки испытуемых методиками на эмоциональный интеллект (тест Д. Люсина) показано, что отрицательным предиктором креативности и выступает ригидность; эмоциональный интеллект выступает также отрицательным предиктором ригидности; при этом влияния шкал эмоционального интеллекта на креативность не обнаружено (хотя изначально предполагалось гипотезой).
3 28 февраля 2015 г.-15 декабря 2015 г. Толерантность к неопределенности и ригидность в системе личностных предпосылок успешности интеллектуальных стратегий
Результаты этапа: В соответствии с планом завершены апробации двух методик – личностных опросников Темная Дюжина и КОБП (Краткий опросник Большой Пятерки). Результаты опубликованы в ведущих изданиях (Психологический журнал и Психологические исследования). В серии теоретико-эмпирических исследований, выполненных методами экспериментирования и квазиэкспериментирования, моделирующего и корреляционного подходов было показано, каким образом интеллект (академический и эмоциональный), креативность, личностные свойства толерантности-интолерантности к неопределенности и ригидности, а также связанные с ними переменные интеллектуально-личностного потенциала человека входят в регуляцию интеллектуальных стратегий, продуктивных решений и выборов человека. Развитие идеи единства интеллекта и аффекта в концепции целостного функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека привело к включению в анализ регуляции продуктивных решений не только свойств толерантности к неопределенности и ригидности, но также: интеллекта - академического и эмоционального, индивидуальных особенностей принятия решения («бдительность», прокрастинация, избегание) и саморегуляции, самоэффективности и рациональности. Для азербайджанских выборок апробированы (с верификацией ключей) также опросники Имплицитные теории интеллекта и личности К. Двек – С. Смирнова (ИТ), новый опросник толерантности к неопределенности (НТН), опросники ригидности (ТОРЗ) и Шкалы психологической разумности. Результаты представлены на четырех конференциях (с публикацией материалов): по кросскультурному сопоставлению ИТ и толерантности-интолерантностик неопределенности в связях с академическими достижениями студентов – на конференциях в Стамбуле (25-26 апреля 2015 г.), на Всероссийских конференциях в г. Новосибирск, г. Кисловодск, на двух конференциях в г. Москве. В цикле исслдеований показано, что психологические свойства толерантности-интолерантности к неопределенности, ригидности, интуитивного стиля, готовности к риску, рациональности, макиавеллизма и ряд других могут быть представлены как на уровне измеряемых психологическими методиками переменных, так и на уровне латентных переменных, которые их манифестируют (Корнилова и др.. 2010; Kornilova, Chigrinova, 2014; Kornilova, Kornilov, 2014; Novikova, Kornilova, 2013; Pavlova, Kornilova, 2015). Построенные структурные модели вошли в две защищенные в этом году кандидатские диссертации - Е.М. Павловой и И.А. Чигриновой. В этих исследованиях также показано, что в ситуациях морального выбора динамические регулятивные системы - ДРС имеют специфику, выражающуюся в том, что в них иерархизируются процессы соотнесения личностью ее ценностей и моральных норм в контексте требований и не только развития ситуации, но и личностного Я. В специальной работе Корниловой и Чигриновой (Kornilova, Chigrinova, 2014) были обобщены результаты исследований, выполненных на материале разных типов вербальных задач (с возможностью ориентировки на эмоциональный контекст ситуации и на моральный выбор) было показано, что шкалы нравственного самосознания личности оказываются предикторами не только в задачах на манипулятивный выбор, но и в задачах, предполагающих возможность ориентировки на эмоциональную информацию в ситуации. Полученные в завершающем году данные открыли возможность более глубокого представления о психологической регуляции интеллектуальных стратегий и процессов личностного выбора. На основе использования структурного моделирования Е.М. Павловой выявлена латентная переменная Самооценки, интегрирующая измеряемые переменные самооценки креативности, самооценки интеллекта и общей самоэффективности. Построена структурная модель, демонстрирующая связи латентных переменных Самооценки креативности и интеллекта, Креативности и Принятия неопределенности и риска (Павлова, 2015; Pavlova, Kornilova, 2015). Полученные данные о связях имплицитных теорий и целей обучения на выборках российских и азербайджанских студентов достаточно консистентны. Однако наши результаты более дифференцированно представили взаимосвязи имплицитных теорий с другими личностными переменными благодаря учету отношения студентов к неопределенности (Kornilova et al., 2015). На студенческой выборке более 700 человек установлено, что предикторами успеваемости в исследовании выступают: 1) флюидный, вербальный и практический интеллект (тест ROADS в апробации для русскоязычных выборок (Корнилов, Григоренко, 2010); причем для мужской подвыборки – только вербальный; 2) креативность по тесту ROADS (Креативные рассказы), но не по методике Креативные заголовки; 3) СОИ, но не СОК (самооценка креативности); 4) ТН (также положительный вклад); 5) готовность к риску и ИТН обеспечивают отрицательный вклад в успеваемость. Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что интеллект функционирует в связях с личностной регуляцией, и в академические достижения вносят вклад разные интеллектуальные и личностные составляющие, а не только академический интеллект.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".