Динамика квадрокоптера, несущего груз с полостью, содержащей жидкостьНИР

Dynamics of a quadrotor with suspended load containing a cavity filled with liquid

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Динамика квадрокоптера, несущего груз с полостью, содержащей жидкость - Этап 1
Результаты этапа: 1. Проведено исследование механической системы, состоящей из квадрокоптера и твердотельного груза, подвешенного к нему на невесомом стержне-державке. Стержень лежит на прямой, соединяющей центры масс квадрокоптера и груза. Система совершает движение в вертикальной плоскости. Оболочка груза симметрична относительно плоскости, перпендикулярной плоскости движения и содержащей державку. Аэродинамические силы, действующие на груз, описывались в рамках квазистатического подхода. Исследована устойчивость режима вертикального равномерного полета. Показано, что при определенных условиях на аэродинамические характеристики груза имеет место неустойчивость при любых значениях скорости. В другой области значений этих характеристик неустойчивость проявляется на режиме спуска, только если скорость движения достаточно велика по модулю. При этом необходимо отметить, что на практике аэродинамические характеристики конкретного груза могут быть неизвестны, однако для достаточно широкого класса тел с симметричным сечением можно выделить область, в которой лежат значения параметров, характеризующих аэродинамические коэффициенты груза в окрестности полета вдоль вертикали. В этой связи рассмотрена задача о робастной стабилизации целевого режима в условиях неполной информации об аэродинамических характеристиках груза, то есть построения управления, обеспечивающего устойчивость целевого режима при любых заранее не известных значениях аэродинамических коэффициентов из выделенной области. Проведен анализ управляемости в окрестности целевого режима. Установлено, что существует три критических значения скорости спуска и два критических значения скорости подъема, при которых управляемость отсутствует. Эти значения зависят от аэродинамических характеристик груза. На основании этого была построена область в пространстве параметров системы, вне которой робастная (в указанном выше смысле) стабилизация невозможна. Предложен конструктивный алгоритм построения управления, предназначенного для робастной стабилизации вертикального движения квадрокоптера с грузом. В среде Matlab разработана программа для численного моделирования динамики системы при таком управлении. Проведенные с ее помощью расчеты показали, что построенное управление обеспечивает стабилизацию целевого режима в достаточно широком диапазоне параметров системы, в том числе при наличии ветра. 2. Исследована динамика механической системы, состоящей из квадрокоптера и маятника, подвешенного к нему с помощью цилиндрического шарнира. Маятник представляет собой твердое тело сферической формы, закрепленное на невесомом жестком стержне-державке. Внутри тела имеется сферическая полость, частично заполненная идеальной жидкостью. Предполагается, что центр масс коптера может перемещаться вдоль некоторой горизонтальной прямой, причем плоскость качаний маятника вертикальна и содержит эту прямую. Система находится в потоке среды, скорость которого постоянна и горизонтальна. Аэродинамическое воздействие на груз считается сводящимся к силе лобового сопротивления, которая описывается с помощью квазистатического подхода. Для моделирования движения жидкости внутри полости построена феноменологическая «маятниковая» модель. Управляющим воздействием считается ускорение центра масс квадрокоптера. В качестве целевого режима движения рассмотрен режим стационарного горизонтального полета, в котором угол отклонения маятника от вертикали остается постоянным, а поверхность жидкости – горизонтальной. Показано, что введение сколь угодно малой отрицательной обратной связи по скорости точки подвеса обеспечивает асимптотическую устойчивость этого режима. Отмечено, что для реальных объектов декременты затухания колебаний маятника и жидкости малы, и, следовательно, колебания маятника и жидкости внутри него будут затухать медленно. Для ускорения этого процесса необходимо вводить в систему дополнительное управление. Кроме того, стабилизация необходима для обеспечения экспоненциальной устойчивости режима зависания (скорость точки подвеса равна нулю и ветер отсутствует). Исследована наблюдаемость и управляемость системы, линеаризованной в окрестности этого режима. При этом учитывалось, что непосредственному наблюдению доступны только характеристики движения коптера и груза, но не жидкости. Показано, что наблюдаемость имеет место всегда. Построен наблюдатель, обеспечивающий восстановление значений переменной, характеризующей отклонение поверхности жидкости от горизонтали, и ее производной. Показано также, что управляемость имеет место в отсутствие силы лобового сопротивления, действующей на груз (если масса жидкого осциллятора не связана определенным соотношением с моментом инерции груза). Более того, система оказывается управляемой при любых физически осмысленных значениях параметров в случае, если сила лобового сопротивления отлична от нуля (по крайней мере, если она не слишком велика). Рассмотрена задача о переходе с одного режима стационарного горизонтального полета коптера с грузом на другой и гашения колебаний груза и жидкости внутри полости в условиях, когда ускорение коптера (т.е. точки подвеса груза) ограничено по абсолютной величине. Предложен алгоритм управления исходной нелинейной системой. Проведено численное моделирование, которое подтвердило работоспособность предложенного алгоритма при разных значениях параметров (в том числе скорости ветра).
2 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Динамика квадрокоптера, несущего груз с полостью, содержащей жидкость - Этап 2
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".