Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)НИР

TRKI

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)
Результаты этапа: Тема научно-исследовательской работы преподавателей кафедры «Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)» включает в себя описание как современного русского языка, так и его историю для целей преподавания в иностранной аудитории, описание единиц различных уровней языковой системы в функциональном плане, многостороннее исследование и описание текста как важнейшей коммуникативной единицы; рассмотрение русского языка в когнитивном плане; разработка теории и практики лингводидактического тестирования; написание лингвометодической статей, обеспечивающих обучение российских и иностранных учащихся-филологов; разработка и совершенствование лингвометодологических материалов, лежащих в основе функционирование Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ); работа в диссертационном совете по защите диссертационных исследований по РКИ; написание кандидатской диссертации (Патаракина Е.О.) т. д. В итоге за 2023 год членами кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета в ходе осуществления научно-исследовательской деятельности в рамках разрабатываемой темы было издано: 4 учебных пособий, одна коллективная монография (Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: монография Авторы: Красильникова Л.В., Одинцова И.В., в соавт., 2-е изд., исправл. и доп.) посвященная различным вопросам теории и методики преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся; 36 научных и научно-методический статей, сделано 60 докладов на научных, научно-практически конференциях и конгрессах, в том числе Конгрессе Мапрял (г. Санкт-Петербург). Доклады, прочитанные на традиционных Рожковских чтений (05.04.2023), охватывают разнонаправленную проблематику исследований участников НИР: 1) Моисеева Е.В. К проблеме стратегии обучения устной речи на продвинутом этапе. 2) Краснова М.А. Русские палатальные согласные в немецком акценте: лингвометодический аспект. 3) Суровцева Е.В. М.В.Ломоносов о Вольтере (по письмам М.В.Ломоносова И.И.Шувалову) 4) Полищук Е.В., Суровцева Е.В. Перевод художественного текста как сотворчество: опасности, ожидающие переводчика 5) Грекова О.К. О системности аспектуальных смыслов русского языка. К выходу в свет «Очерков современной русской функциональной аспектологии» (О.К. Грековой). Работа магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире», в которой проходят обучение около 90 магистрантов, требует больших усилий всего коллектива кафедры по руководству написанием курсовых и магистерских работ. ЛИНГВОДИДАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЕ В статьях преподавателей кафедры разрабатываются проблемы лингвистического обоснования преподавания русского языка иностранным филологам, соотношения языка и речи, исследование русской фонетической системы, грамматики, в том числе русского вида, синтаксиса, лексики, словообразования, стилистики в функционально-коммуникативном плане, когнитивные аспекты языковых единиц, особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании РКИ, электронная лингводидактика в преподавании русского языка как иностранного. Например: Особенности построения дистанционного курса русской фонетики для китайских учащихся автор Короткова О.Н. (Сборник: Русский язык в современном научном и образовательном пространстве : сборник статей Всероссийской конференции с международным участием / под общ. ред. В. М. Шаклеина. – Москва: РУДН ); К проблеме стратегии обучения устной речи на продвинутом этапе Автор Моисеева Е.В. (Рожковские чтения); Integrative and Associative Methods for Teaching the Vocabulary of Language for different Majors (Интегративные и ассоциативные методы обучения лексике языка для различных специальностей) автор Грекова О.К. (ж. Education & Pedagogy Journal); Aspectual Senses of Russian Sentence as a System in teaching Russian as a Foreign Language and Translation Course (Аспектуальные значения русского предложения как системы в преподавании русского языка как иностранного и курса перевода) автор Грекова О.К. (Сборник: Papers of the III International Congress of Language and Translation Studies (Konya, Turkey 2-3 November 2023 Selcuk University Konya); Продуктивные способы русского словообразования в интернет-сленге автор: Красильникова Л. В. (Сборник: Русский язык в современном научном и образовательном пространстве : сборник статей Всероссийской конференции с международным участием / под общ. ред. В. М. Шаклеина Изд-во РУДН); Геометрические образы в лексике и фразеологии современного русского языка автор: Барсукова-Сергеева О.М. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК ж. Мир русского слова); Метафорическое употребление наименований родства в советской идеологической риторике автор: Барсукова-Сергеева О.М. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК ж.: Актуальные вопросы современной филологии и журналистики); Проблемы преподавания РКИ в китайской аудитории (на примере интерференции при выражении видовременных значений в русском и китайском языках) автор: Николенко Е.Ю. (Сборник: Язык и литература в зеркале культуры: образовательные практики. сборник научных трудов); Структурно-коммуникативные модели с целевой семантикой в сложном предложении в практике преподавания русского языка как иностранного Автор: Одинцова И.В. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК ж. Мир русского слова); Собственно-целевые сложноподчиненные предложения в качестве структурно-коммуникативных моделей при обучении русскому языку иностранцев Автор: Одинцова И.В. (Сборник: Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы XV Международной научной конференции, посвященной 70-летию кафедры русского языка ВлГУ, Владимир, 26–28 сентября 2023 года); Когнитивная лингводидактика как особая междисциплинарная наука Автор: Одинцова И.В. (в книге Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме); Русский язык как иностранный: профессиональный модуль. Обучение обзорному реферированию Авторы: Марков В.Т., Маркова В.А. (Журнал: Преподаватель XXI век.). Новым направлением стали исследования преподавателей кафедры в описании и преподавании русского языка в казахско- и таджико-язычных ауиториях: Паронимическая лексика в практике преподавания русского языка в казахоязычной аудитории (на материале прилагательных) Автор: Вереитинова М.М.: Орфографические ошибки таджикских студентов и методы их устранения (на примере орфограмм в корнях с чередованием гласной) Автор: Доронкин Н.В.; Ведущие принципы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному в аспекте идей К.Д.Ушинского" Автор: Николенко Елена Юрьевна (Международная Конференция : Международная научно-практическая конференция "Педагогические идеи К.Д.Ушинского и Ы.Алтынсарина и их роль в современном образовании", XX Осенняя школа русистики. Казахстан. Кроме того, проблемы лингводидактики и обучение будущих учителей русского языка изучаются с учетом специфики узбекской аудитории: Применение педагогических технологий в обучении будущих учителей словесности. Автор: Старовойтова И.А. (Международная Конференция : IV Традиционная Международная научно-практическая онлайн-конференция. Инновации в системе образования как условие повышения качества образования, Ташкент). Обращение к преподавателям русского языка как иностранного с лингвометодическими рекомендациями и комментариями прослеживается в ряде публикаций участников НИР: К проблеме подготовки специалистов в области преподавания русского языка в иноязычной аудитории (курсы фонетики и словообразования) Авторы: Бархударова Л.В., Короткова О.Н., Красильникова Л.В.; Игры на уроках русского языка. Особенности работы с пособием «Русская лексика в заданиях и кроссвордах» Автор: Старовойтова И.А.; Особенности организации диалогового единства в учебниках РКИ: методический аспект Автор: Николенко Е.Ю.; Проблемы преподавания РКИ - теоретико-методологический аспект (на примере интерференции в китайской аудитории Автор: Николенко Е.Ю. Экология языка в аспекте использования антропонимической лексики при формировании пунктуационных компетенций у иностранных учащихся Авторы: Ружицкий И.В., Мартыненко Ю.Б. См. Аннотация: Изучение русских антропонимов вызывает у инофонов определённые сложности, поэтому обращаться к личным именам на занятиях по русскому языку как иностранному следует при овладении всеми разделами языка, в том числе и при ознакомлении с правописными нормами, орфографическими и пунктуационными. Грамотно оформленная письменная речь, правильное употребление в ней антропонимов помогает сохранению самобытности богатства русского языка, его чистоты. В процессе письма анализируется структура предложения, способствующая формированию не только культуры письменной речи, но и культуры мышления, развиваются аналитические навыки учащегося. При обучении инофонов русскому языку антропонимы выступают и как объект исследования, и как материал для обучения. В статье предлагается система заданий, направленных на формирование у иностранных студентов пунктуационных умений с привлечением русских антропонимов. Выполнение пунктуационных заданий с антропонимами позволит повысить и уровень знания языка, и общекультурный уровень студентов. В ряде статей и выступлений затронут вопрос о специфике современных учебников по РКИ: Учебник русского языка как иностранного в информационную эпоху Автор: Николенко Е.Ю. (Сборник: Русский язык в современном научном и образовательном пространстве. В статье подчеркивается, что Отличительной чертой современного мира становится глобальное использование информационно-коммуникационных технологий, внедрение учебников нового поколения, созданных на основе информационных технологий и мультимедиа. Их характерные черты: мобильность, многоаспектность, мультимодальность и гипертекстуальность.); Телеграм-канал как новое образовательное пространство в сфере преподавания РКИ Автор: Евграфова А.Е. (Международная Конференция : Неделя русского языка в Берлине "Цифровые технологии на уроке русского языка"). Участников НИР приглашают для рецензирования учебников и учебных пособий. Так, Красильникова Л.В. и Ружицкий И.В. выступили рецензентами учебника Наиля Балде, Джайянти Дата, Ана Карина Прокопышин. Диалог. Dialog. Manual de russo como lingua estrangeira para falantes de português, nivel bi (место издания: Coimbria: grácio editor Лиссабон); Одинцова И.В. написала рецензию на учебное пособие Русское словообразование: практикум // Мелентьева Т.И., Моргунова Е.В. (Журнал: Русский язык за рубежом). На научно-методическом семинаре «Лингводидактическое описание русского языка в ʺзеркалеʺ иноязычных систем», посвященном 95-летию со дня рождения профессора филологического факультета М.В. Всеволодовой и ее научному наследию, выступили Евграфова А.Е., Красильникова Л.В., Одинцова И.В., Чагина О.В. В 2023 году вышли учебные пособия: Русский язык в офисе. Изд. 2-е Автор: Маркова В.А.; Ваше мнение: учебное пособие по разговорной практике. 12-е издание Автор: Старовойтова И.А. Особый аспект в работе преподавателей кафедры, актуальный для филологов, связан с историей русского языка, Он разрабатывается Кузьминова Е.А.: Типографский устав, У (буква), Ф (буква), Успенский сборник в сборнике Православная энциклопедия, (издательство Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", Москва), Том: 68, 69,70; статья Московская Библия 1663 г.: формирование принципов книжной справы (Авторы: Кузьминова Е.А., Чан Юйкай, ж.: Вестник Московского университета. Серия 9: Филология) ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ Лингвокультурологический аспект преподавания русского языка иностранным филологам реализован в книге «Современная русская проза – XXI век: Хрестоматия для изучающих русский язык как иностранный» 4-е изд. / под общ. ред. Е.А. Кузьминовой, И.В. Ружицкого/Авторы: Баландина Н.В., Евтихиева А.С., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Ружицкий И.В. С целью развития лингвокультурологической (лингвострановедческой) компетенции иностранных учащихся-филологов разного уровня владения русским языком была продолжена работа над созданием учебных пособий по совершенствованию навыков и умений по чтению русского художественного текста: Старовойтова И.А. (в соавт.): Л.Н. Толстой. Сказки и рассказы для детей: Книга для чтения с заданиями; Зелёный глаз совы. Майя Лазаренская. автор: Старовойтова И.А.; Читая сказки...: учебное пособие. 7-е издание стереотипное Автор: Барсукова-Сергеева О.М. Фольклорный текст и другие тексты как источник лингвокультурной информации выступает анализом в ряде работ: Отрицательные герои сказок в фольклорной языковой картине мира русского и китайского народов Авторы: Одинцова И.В., Кэвэнь Линь (Сборник: Китайская цивилизация в диалоге культур [Электронный ресурс]: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, ГУП, 17 февраля 2023 г.); Русский культурный код Автор: Николенко Е.Ю. (Сборник: Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции). Концепты, лингвокультуремы, мнемы, метафоры и др. – актуальные темы при работе с иностранными учащимися. Такая проблематика рассматривалась в работах: О функции и употреблении метафоры цвета в языке русских и китайских сми (на примере лексемы «белый») Авторы: Гун Мин, Полищук Е.В. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК Журнал: Мир науки, культуры, образования); Русская культурная память и русская историческая память (лингводидактический аспект) автор: Ружицкий И.В. (международная конференция: Русский язык в современном научном и образовательном пространстве, РУДН). Вопросы речевого этикета всегда актуальны в иностранной аудитории: Обучение этикетным нормам в курсе РКИ Автор: Короткова О.Н. (Международная Конференция: Казанский международный лингвистический саммит 2023: Международная научная конференция "Современная лингвистика: путь к диалогу"); Коммуникативно-прагматическое поле вежливости: формирующий прагматический эффект и структура Автор: Маркова В.А. (Международная Конференция : Ломоносовские чтения – 2023. Секция филологических наук). Вопросам перевода посвящены исследования: Принципы и методы организации материала в учебном пособии по переводу с русского языка на персидский и с персидского языка на русский Авторы: Полищук Е.В., Суровцева Е.В., Гун Мин (Сборник: Русский язык в Армении: Вызовы и перспективы. Международная научно-практическая конференция); «Достоевский и Евангелие от Иоанна»: перевод с французского статьи Н.А. Струве (1983) Авторы: Потёмкина Е.В., Стремоухова А.Д. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК, ж.: Филология: научные исследования). Различным аспектам анализа русской прозы посвящены следующие работы: Современная иерейская проза в иностранной аудитории Аксиологический аспект (на материале рассказа «Лучшая песня о любви (Аленький цветочек)» священника Александра Дьяченко) Авторы: Полищук Е.В., Суровцева Е.В. (Сборник: Русский язык как иностранный: История, современность и будущее. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры русского языка как иностранного и 45-летию преподавания РКИ в Казанском университете); История, запечатленная в слове (Затекстная информация в “Лете Господнем” И.С. Шмелева) Автор: Чагина О.В. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК, ж. Вестник Русской христианской гуманитарной академии); Московский мир Ивана Шмелева Автор: Чагина О.В. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК, ж. Русская словесность); Стихия народной речи в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» Автор: Чагина О.В. (ж: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание); Паратаксис и метафора (на материале тропеического употребления слова в текстах Ф.М. Достоевского) Авторы: Ружицкий И.В., Потёмкина Е.В. (Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus, ж.: Критика и семиотика); "Русский" у Достоевского и Россия без Достоевского Авторы: Ружицкий И.В., Коробова М.М., Шепелева С.Н. (Статья опубликована в журнале из перечня ВАК, ж. Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова); Some Notions of the Concepts of ‘Fear’ and ‘Laughter’ in Selected Works of Dostoevsky: Challenges and Evocations … (Некоторые представления о понятиях ‘Страх’ и ‘Смех’ в избранных произведениях Достоевского: вызовы и воспоминания ) Автор: Ruzhitsky Igor (Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus Ж. Slavonica); Точка случайности в возможных мирах Ф.М. Достоевского Автор: Ружицкий И.В. (Ж. Лингвистика креатива); Что иностранный читатель видит и что не хочет видеть в произведениях Достоевского Автор: Ружицкий И.В. (Международная Конференция : Русская классика сегодня: актуальные проблемы и методическая интерпретация. Дни русского языка как иностранного в СПбГУ); Употребление модальных частиц в игровом контексте (на материале произведений художественной прозы Ф.М. Достоевского) Автор: Ружицкий И.В. (Международная конференция: «Психолингвистические аспекты исследования речевой деятельности»). Продолжают пополняться учебно-методические материалы, обеспечивающие магистерскую программу «Русский язык и культура в современном мире», разрабатываются новые рабочие программы: Концепты в русской песенной традиции: от романса до рэпа (Рабочая программа дисциплины) Авторы: Жукова А.А., Потемкина Е.В. (Журнал: Stephanos); Русская культурная память: Рабочая программа дисциплины (Russian Cultural Memory: Work Program of the Discipline) Авторы: Ружицкий И.В., Елистратов В.С. (Журнал: Stephanos). Потёмкина Е.В. написала вступительную статью к учебнику Rus Edebiyatının Aynasında Rusya (Россия в зеркале русской литературы) авторы Агиенко М.И., Бондарева Е.П., Молдосултанова Г.Т. (Турция: Критер İstanbul). Посвященный празднованию 270-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на кафедре прошел Всероссийский с международным участием научно-методический семинар «Художественный текст на занятиях РКИ» (8 ноября 2023). На нем заслушали 10 докладов, в том числе участники НИР: к.ф.н. Потёмкина Е.В. в соавт. с Агиенко М.А. (Турция), к.ф.н. Бондарева Е.П. (Китай) Доклад «Метафора как средство формирования лингвокреативной компетенции учащихся»; Балдина Е.В. Доклад «Произведения Н.В. Гоголя на уроках РКИ: от поэтики – к разгадке авторского замысла»; Киржанова С.В. Доклад «Художественный текст на языке анимации»; Лилеева А.Г. Доклад «Лингвометодические традиции интерпретации художественного текста на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории»; Сергеева О.М. Доклад «Ирония как средство выражения авторской позиции в рассказе В. Токаревой «Рарака»: анализ текста в иностранной аудитории; Серова Е.С. Доклад «Внеаудиторная работа иностранных учащихся с художественным текстом» (а также гости: Великанова Е.А. Доклад «Сложность простоты: русская народная сказка «Курочка-ряба» в иностранной аудитории» Петрозаводск; Дастамуз Саиде Доклад «Урок по литературному переводу в иранской аудитории: из опыта перевода пьесы М. Булгакова “Александр Пушкин”» (Иран); Зубова О.В. Доклад «Роль лингвостилистического анализа при изучении произведений В. Шукшина с иностранцами» (на материале рассказа «Срезал») (Россия, Москва), Яценко И.И. Доклад «Учитель, научись сам (о литературоведческой компетенции филологов-билингвов)» (Россия, Москва). Ведётся активное сотрудничество с другими вузами и научно-исследовательскими институтами, в частности, совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН продолжается работа над созданием Идиоглоссария Достоевского (Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова) главный редактор И.В. Ружицкий. Подготовлены многочисленные отзывы и рецензии на учебные пособия, научные статьи, научно-квалификационные работы магистрантов и аспирантов, выпускные квалификационные работы магистрантов и т. д. Ведётся сотрудничество с другими вузами и научно-исследовательскими институтами, в частности, совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН продолжена работа над созданием Идиоглоссария Достоевского. Выступление в СМИ: В рамках мероприятий кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета, посвященных празднованию 270-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Ружицкий Игорь Васильевич дал видеоинтервью «Учебник русского языка для иностранных учащихся-филологов» (авторы: Н.А. Лобанова, И.П. Слесарева) (СМИ: Журнал "научный журнал «Меди@льманах»" Дата: 2 октября 2023 г). Переиздание классического учебника приурочено к юбилею университета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В отчетный период был проанализирован и на высоком научно-методическом уровне решен целый ряд проблем, актуальных для теории и практики преподавания РКИ в целом и обучения русскому языку, культуре, в частности, литературе иностранных учащихся-филологов. Все поставленные в рамках данной темы исследовательские и научно-методические задачи решены, заявленные цели проекта достигнуты. Научные исследования, проведенные в течение 2023 г., соответствуют тенденциям современной лингвистической парадигмы, а их результаты вносят свой вклад в развитие лингводидактики, что определяет их научную новизну и теоретическую значимость. Созданная научно-методическая литература соответствует образовательным стандартам МГУ имени М.В. Ломоносова и обеспечена учебными программами. Опубликованные в этот период учебные пособия получили рекомендации к публикации РИСО филологического факультета и активно используются в российской и зарубежной практике преподавания РКИ, что свидетельствует о несомненной практической значимости результатов, полученных в рамках реализации данной темы НИР, их активном внедрении в процесс подготовки иностранных специалистов филологического профиля в вузах РФ и за рубежом. Участниками проекта созданы оригинальные методики работы над текстом литературного произведения в иностранной аудитории разного уровня владения русским языком. Предложенные методы работы с художественным текстом нашли воплощение в опубликованных и сданных в печать учебных пособиях. Высокий научно-методический уровень решения поставленных задач отражён в представленных в отчёте публикациях, а также востребованностью полученных результатов в педагогическом сообществе. Результаты проведённых 2023 г. исследований отличаются научной и научно-методической новизной, полностью соответствуют всем внутренним, а также международным стандартам и активно используются не только на кафедре русского языка для иностранных учащихся филологического факультета, но и в других российских и зарубежных вузах. Можно сделать вывод, что за 2023 г. в рамках научно-исследовательской темы «Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)» был проведен на высоком научно-методическом уровне целый ряд исследований, которые позволяют решать многие проблемы, актуальные для теории и практики преподавания РКИ в целом и обучения русскому языку иностранных учащихся филологического профиля в частности.
2 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".