![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Городище Горгиппия и его некрополь – памятник археологии федерального значения, расположенный на территории современного города-курорта Анапа. В границах античного городища расположен археологический заповедник «Горгиппия» с раскопанными, отреставрированными и музеефицированными строительными остатками античного времени. Археологический заповедник «Горгиппия» утвержден постановлением Совета министров СССР в 1977 г. В соответствии с этим постановлением в северо-восточной части городища «Горгиппия» на территории г. Анапа был выделен участок в 1,6 га, на котором должны производиться раскопки жилых кварталов античного города с целью последующей реставрации и музеефикации открытых археологических объектов. Основой для создания археологического заповедника стал участок античного городища, исследовавшийся в период 1961-1977 гг. Анапской археологической экспедицией Института археологии АН СССР под руководством д.и.н. И.Т. Кругликовой (до 1971 г.) и к.и.н. Е.М. Алексеевой (с 1972 г.). Стационарные раскопки на территории археологического заповедника «Горгиппия» с 1978 по 1996 г. производились Анапской археологической экспедиции совместно с Горгиппийской экспедицией Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника под руководством д.и.н. Е.М. Алексеевой. На основании многолетних археологических исследований Е.М. Алексеевой был разработан проект музеефикации вскрытой части территории заповедника «Горгиппия». Открытые при археологических раскопках строительные остатки консервировались, а затем реставрировались, с применением технологий, разработанных Московским химико-технологическим институтом им. Д.И. Менделеева. Лишь только в ряде случаев при воссоздании объектов археологического заповедника применялись элементы реконструкции. В итоге на площади в 0,6 га полностью или частично воссозданы каменные стены заглубленных в землю подвальных помещений десяти домов II-III вв. н.э., башня и участки двух стен цитадели III в. н.э., каменная гробница V в. до н.э., отдельные объекты IV в. до н.э. – I в. н.э., полностью отреставрированы комплексы двух виноделен II-III вв. н.э. Поскольку жилые комплексы последнего периода существования Горгиппии (II-III вв. н. э.) погибли в результате грандиозного пожара, многие сохранившиеся элементы устройства домов и убранства помещений были зафиксированы в первоначальном виде. Это дает возможность воссоздания достоверной реконструкции городских домов, комплексов хозяйственных построек и интерьеров жилых помещений. Материалом для наполнения интерьеров могут послужить многочисленные археологические находки из раскопок горгиппийских домов, хранящиеся в Анапском археологическом музее. К сожалению, вышеописанные работы предполагали главным образом научную реставрацию, т.е. закрепление выявленного на момент раскопок состояния. Графические реконструкции нескольких, открытых на территории археологического заповедника, жилых домов эллинистического и римского времени, созданные при участии архитектора Б.Д. Лурье, приведены в монографии Е.М. Алексеевой (Античный город Горгиппия. М., 1997). К сожалению, с с середины 90-х годов на памятнике работы из-за отсутствия финансирования были полностью свернуты. Работы по данным направлениям в наше время требует привлечения очень значительных средств. В частности, только уточнения по техническим заданиям по реконструкции склепа Геракла, по расчетам Спецпроектреставрации, требует около 4 млн. рублей. Благодаря прогрессу компьютерных технологий появилась возможность вывести научные исследование и экспозиционное использование на качественно совершенно иной уровень, не привлекая значительных средств. Значительные наработки коллективом были сделаны в рамках проекта РГНФ "Воссоздание антропогенного ландшафта полуострова Абрау в античную эпоху": на основе выполненной фотограмметрии проведена реконструкция застройки римского времени Горгиппии. В рамках данного проекта предполагается расширить уже начатые работы применительно к этому античному центру. Планируется воссоздать этот городской центр на воссозданной ландшафтной 3D основе в границах римского времени (I-III вв. н.э.). В реконструкции будут представлены основные элементы древней урбанистики (жилые, общественные и сакральные комплексы, фортификация), производственные (винодельческие, керамические, рыбообрабатывающие)комплексы, а также грунтовый и расположенный к югу и востоку от Горгиппии курганный некрополи. Результаты работ будут представлены в виде фильмов и интерактивного продукта на сайтах Анапского археологического музея и сайта ИА РАН Abrau-antiqua.ru. Научное обоснование и сами реконструкции предполагается опубликовать в иллюстрированном издании "Горгиппия - античный центр на юго-востоке азиатского Боспора".
The ancient city of Gorgippia and its necropolis – the archaeological monument of Federal importance located in the territory of the modern city-resort Anapa. Within the boundaries of the ancient Fort is an archaeological Museum "Gorgippia" with excavated, restored and useefficiency construction remnants of ancient times. Archaeological reserve "Gorgippia" approved by the decree of the Council of Ministers of the USSR in 1977 in accordance with this decree, in the North-Eastern part of the site "Gorgippia" in the city Anapa was allocated a plot of 1.6 hectares, which must be carried out excavations in residential areas of the ancient city for the purpose of restoration and museumification of open archaeological sites. The basis for the creation of the archaeological reserve was the site of an ancient settlement studied in the period 1961-1977, Anapa archaeological expedition of Institute of archeology of the USSR Academy of Sciences under the leadership of D. I. D. I. T. Kruglikova (until 1971) and E. M. Alekseeva (since 1972). Stationary excavations on the territory of the archaeological Museum "Gorgippia" from 1978 to 1996 was carried out Anapa archaeological expedition together with Gorgippia expedition Krasnodar state historical and archaeological Museum-reserve, under the leadership of D. I. B. E. M. Alekseeva. Based on many years of archaeological research E. M. Alekseeva was drafted museumification of the excavated part of the territory of the reserve "Gorgippia". Exposed in archaeological excavations the construction remains were preserved and then restored, using technology developed by the Moscow chemical-technological Institute. D. I. Mendeleev. Only in some cases when the reconstruction of objects of archaeological reserve elements were used for the reconstruction. In the result, an area of 0.6 ha of fully or partially reconstituted stone walls sunk into the ground basements ten houses II-III centuries ad, the tower and the plots of the two walls of the citadel the third century BC, the stone tomb of the V century BC, the individual objects of the IV century BC – first century ad, completely renovated two complexes wineries II-III centuries B. C. Because apartment complexes last period of existence of Gorgippia (II-III centuries B. C.) were killed in the great fire, many of the surviving elements of the device of houses and decoration of the premises have been recorded in its original form. This gives you the opportunity to recreate the authentic reconstruction of urban buildings, complexes of farm buildings and residential interiors. The material for filling the interior can serve numerous archaeological finds from the excavations Gorgippia houses stored in Anapa archaeological Museum. Unfortunately, the above work assumed a mainly scientific restoration, i.e. fastening identified at the time of excavation state. Graphic reconstruction of several that are open on the territory of the archaeological reserve, houses Hellenistic and Roman times, created with the participation of architect B. D. Lurie given in the monograph of E. M. Alekseeva (the Ancient city of Gorgippia. M., 1997). Unfortunately, since the mid 90-ies on the monument due to the lack of funding were fully collapsed. Work in these directions in our time requires the involvement of very considerable means. In particular, only clarifications on the technical specifications for the reconstruction of the tomb of Hercules, according to the calculations of Spetsproektrestavratsii, requires about 4 million rubles. Thanks to the progress of computer technology, you can now display the scientific study and exposition of the use of a qualitatively different level, not raising significant funds. Significant progress staff have made the project RHF "reconstructing the anthropogenic landscape of the Abrau Peninsula in ancient times": on the basis of the photogrammetric reconstruction of the building of the Roman period Gorgippia. In the framework of this project it is intended to extend the work already in progress in relation to this ancient centre. It is planned to recreate this urban center on the reconstructed 3D landscape based within the borders of the Roman period (I-III centuries ad). In the reconstruction will be presented the basic elements of ancient urban development (residential, public and sacred complexes, fortification), production (wine, ceramic, fish)complexes, as well as soil and located South and East of Gorgippia mound necropolises. The results obtained will be presented in the form of films and interactive product on the websites of the Anapa archaeological Museum and the site of the news Agency RAS Abrau-antiqua.ru. Scientific basis and the reconstruction is expected to be published in an illustrated edition of "Gorgippia - antique centre in the South-East Asian Bosporus".
Результаты работ будут представлены в виде фильмов и интерактивного продукта на сайтах Анапского археологического музея и сайта ИА РАН Abrau-antiqua.ru. Научное обоснование и сами реконструкции предполагается опубликовать в иллюстрированном издании "Горгиппия - античный центр на юго-востоке азиатского Боспора".
При поддержке РГНФ создан информационный ресурс по реконструкции антропогенного ландшафта полуострова Абрау (проект 13-01-12017)
Городище Горгиппия и его некрополь – памятник археологии федерального значения, расположенный на территории современного города-курорта Анапа. Территория древнего города и его некрополя систематически исследуются в ходе охранных археологических раскопок. Поскольку жилые комплексы последнего периода существования Горгиппии (II-III вв. н. э.) погибли в результате грандиозного пожара, многие сохранившиеся элементы устройства домов и убранства помещений были зафиксированы в первоначальном виде. Это дает возможность воссоздания достоверной реконструкции городских домов, комплексов хозяйственных построек и интерьеров жилых помещений. Материалом для наполнения интерьеров могут послужить многочисленные археологические находки из раскопок горгиппийских домов, хранящиеся в Анапском археологическом музее. К сожалению, вышеописанные работы предполагали главным образом научную реставрацию, т.е. закрепление выявленного на момент раскопок состояния. Графические реконструкции нескольких, открытых на территории археологического заповедника, жилых домов эллинистического и римского времени, созданные при участии архитектора Б.Д. Лурье, приведены в монографии Е.М. Алексеевой (Античный город Горгиппия. М., 1997). К сожалению, с с середины 90-х годов на памятнике работы из-за отсутствия финансирования были полностью свернуты. Работы по данным направлениям в наше время требует привлечения очень значительных средств. В частности, только уточнения по техническим заданиям по реконструкции склепа Геракла, по расчетам Спецпроектреставрации, требует около 4 млн. рублей. Благодаря прогрессу компьютерных технологий появилась возможность вывести научные исследование и экспозиционное использование на качественно совершенно иной уровень, не привлекая значительных средств. Значительные наработки коллективом были сделаны в рамках проекта РГНФ "Воссоздание антропогенного ландшафта полуострова Абрау в античную эпоху": на основе выполненной фотограмметрии проведена реконструкция застройки римского времени Горгиппии. В рамках данного проекта предполагается расширить уже начатые работы применительно к этому античному центру. Планируется воссоздать этот городской центр на воссозданной ландшафтной 3D основе в границах римского времени (I-III вв. н.э.). В реконструкции будут представлены основные элементы древней урбанистики (жилые, общественные и сакральные комплексы, фортификация), производственные (винодельческие, керамические, рыбообрабатывающие)комплексы, а также грунтовый и расположенный к югу и востоку от Горгиппии курганный некрополи. Визуализация исторических, в том числе и археологических материалов на серьезном научном уровне способствует не только популяризации, но и создает новый вид источника. Благодаря многолетним исследованиям античный центр азиатского Боспора Горгиппии в Анапском археологическом музее накопился огромный, но в условиях музейного хранения разрозненный материал. Создание информационного ресурса в 3D-формате сопоставим с подготовкой информационной базы. Вне всякого сомнения даст мощный импульс в изучении этого античного центра в целом. В последние годы технологии трехмерного моделирования становятся все более востребованными для визуализации и пространственного анализа в археологии, как в России так и за рубежом. Достаточно сказать, что проблемам создания виртуальной реальности посвящены специальные секции таких общепризнанных между-народных форумов, как конференции по применению современных методов в полевой археологии – Computer Application and quantitative methods in archaeology (CAA), Electronic imagination and digital arts, CIPA Symposium, конференции всероссийской ассоциации «История и компьютер», первая международная конференция по виртуальной археологии 2012. Немалое внимание данному инструментарию уделяют ряд известных журналов, таких как Archaeology magazine, Humanities and Art Computing, Archaeological Computing News-letter, Archeologia Calcolatori, Archaeologies Journal of the World Ar-chaeological Congress, Culture and Computing, Virtual archaeology review, Arch-I-Tech, а также сборники, издаваемые ассоциацией «История и компьютер – «Круг идей» и «Информационный бюллетень АИК». Накопленный историками опыт работ по созданию компьютерных 3D реконструкций, как за рубежом, так и в нашей стране содержит немного примеров эффективных виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия: городской застройки, фортификационных комплексов (крепостей), храмов, дворцов, усадеб, археологических артефактов, исторических ландшафтов. Обращение российских исследователей к проблематике компьютерной реконструкции городской инфраструктуры представляется естественным в контексте сказанного выше. Отметим, что число зарубежных исследований подобного рода невелико. Среди зарубежных проектов по рассматриваемой тематике стоит отметить проекты виртуальных реконструкций античных городов – Рима IV в. н.э. "Rome Reborn" (университет UCLA), Париж III в. н.э. (Центр национальных памятников (CMN) совместно с французской компанией Dassault Systèmes), римской крепости Карнунтум 6 в. н.э. (разработчик компания 7reasons совместно с Австрийской академией наук), греческого города Koroneia 4 в. до н.э. (Boeotia, Central Greece) (университет Лейден, Нидерланды) и др. Стоит отметить, что приложенный источниковый материал в проектах далеко не полон и большей частью является краткой справкой составных частях памятника культуры, в некоторых проектах присутствует только краткая описательная информация о программах разработки и конечном результате без упоминания используемых в основе реконструкции исторических источников. Исключением в плане источниковой составляющей является проект «Rome Reborn», в котором из 7 тысяч моделей около нескольких сотен были привязаны к данным археологических раскопок и др. описательным источникам на латыни. К сожалению, среда разработки Google Earth, не позволила автору реконструкции профессору антиковеду Бернарду Фришеру из университета Современных технологий в гуманитарных науках (г. Вирджиния) адекватно представить результат реконструкции из-за низкой детализованности трёхмерных моделей в среде Google Earth. Несмотря на возможность параллельной работы с источником реконструкции трёхмерной модели пользователь, однако, не имеет самой главной возможности – возможности работы с конкретной трёхмерной моделью в режиме её анализа с замером, печатью среза строения, анализом материала и т.п. Недостаток анализа трёхмерной модели оставляет для пользователя только возможность простого просмотра виртуальной реконструкции, тем самым сводит на нет возможность исследовать виртуальную реконструкцию. Примеров российских аналогов виртуальных научных реконструкций с обеспеченной источниковой базой и системой верификации полученных результатов достаточно не много. К подобным проектам можно отнести реконструкции крепости Иллурат I – III в. в., античных храмов и святилищ на территории Восточного Крыма и Таманского полуострова д.и.н., проф. В.А. Горончаровского, и проекты участников коллектива по виртуальной реконструкции антропогенного ландшафта полуострова Абрау в античную эпоху (проект выполнен в рамках гранта РГНФ №13-01-12017), монастырских комплексов Москвы XVII – начала XX вв. – Страстной монастырь (РНФ № 14-18-03473) и монастырь «Всех скорбящих радости (РФФИ № 11-06-00453-а). Но чаще всего то, что мы можем увидеть в интернете, – это реконструкции, выполненные техническими специалистами (программистами, дизайнерами и т.д.), компьютерными компаниями без (или с частичным привлечением) профессиональных научных консультантов - историков, археологов. Презентация исследования в превалирующей части подобных проектов не сопровождается размещением источниковой базы в интернете или публикацией в соответствующих статьях и монографиях. Нередко объектами виртуальной реконструкции выступают архитектурные комплексы или строения прошлых эпох со слабой источниковой базой (к примеру, когда от исследуемого объекта остался один фундамент), реконструкция облика в этих случаях ведётся по аналогии с более поздними строениями, что порождает нередко множественность вариантов внешнего и внутреннего облика памятника историко-культурного наследия. В результате существующие публикации виртуальных реконструкций в Интернете или на дисках позволяют пользователю видеть только результат самой работы (видеоролик, картинку или саму программу), работа же с источниковой базой и методика её синтеза междисциплинарным коллективом авторов, методика реконструкции, ее этапы остаются в тени. Интерпретировать виртуальную реконструкцию, выставленную без источниковой базы в Интернете (онлайн модель, видео или скриншоты реконструкции), может только профессионал, хорошо знакомый с комплексом источников по воссозданному объекту; рядовой пользователь воспринимает в большинстве случаях представленный ему материал не как научный продукт исследования, а как некую демонстрацию-анимацию. Создание Информационного 3D-ресурса: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования) будет размещен на сайтах Анапского археологического музея и созданного при поддержке РГНФ сайта ABRAU ANTIQUA. Сфера использования ресурса, вне всякого сомнения, очень широка, она охватывает научное сообщество внутри страны и за рубежом (археологов, культурологов, историков искусства и т.п.), специалистов в области компьютерных технологий, а также широкий круг пользователей, интересующихся древностями Горгиппии, расположенной на территории современного города-курорта Анапа. Визуализация археологического материала в Анапском археологическом музее на настоящий момент практически отсутствует. Созданные материалы будут сгруппированы в тематические блоки, которые будут включены в соответствующие экспозиционные разделы музея (планировка. Не исключено, что полученный программный продукт потребует серьезной перестройки существующего экспозиционного ряда, что позволит вывести на современный мировой уровень. Создание Информационный 3D-ресурс: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования), который будет размещен на сайтах Анапского музея и созданного при поддержке РГНФ сайта ABRAU ANTIQUA. В г.к.- Анапа существует целая сеть сайтов, которые были бы заинтересованы в размещении ссылок для организации доступа к данному программному продукту. По поводу дальнейшей разработки программного продукта Анапский археологический музей после реализаии проекта РГНФ сможет обратиться за поддержкой в ФЦП Министерства культуры РФ и в Администрацию г.-к. Анапа. Помимо создание Информационного 3D-ресурса: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования), который будет размещен на сайтах Анапского музея и созданного при поддержке РГНФ сайта ABRAU ANTIQUA, который будет загружен в сеть в четвертом квартале, планируется издание иллюстрированного издания (ок. 200 иллюстраций) с одноименным названием, ориентировочным объемом 7 а.л.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 сентября 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Информационный 3D-ресурс: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".