Ассортативность как фактор формирования индивидуальных различийНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 10 мая 2012 г.-15 декабря 2012 г. Ассортативность в российской популяции по психологическим характеристикам. Влияние ассортативности по социально-демографическим характеристикам на школьную успеваемость.
Результаты этапа: Социально-демографические исследования, описывающие особенности выбора супруга, объясняют механизмы эндогамии (выбор партнера внутри определенной группы) и гомогамии (выбор партнера похожего по статусу), рассматривая этническую (расовую) и конфессиональную принадлежность и социально-экономический статус. Экономические исследования сходства супругов построены на анализе совокупной приспособленности (в частности, увеличения благополучия потомства) и повышения экономической эффективности создаваемой семьи. В первом исследовании мы рассматривали ассортативность родителей как интермедиатор, опосредующий влияние социально-демографических характеристик на формирование академической успеваемости детей. На выборке 1594 полных семей, имеющих детей-близнецов (двойни), обучающихся в школе были получены следующие результаты: разность в возрасте родителей практически не оказывает влияния на среднюю успеваемость детей. Большая разница в возрасте между родителями приводит к меньшему сходству близнецов в паре в начальной школе. Сходство родителей по образованию делает близнецов более похожими по академической успеваемости. Использование схемы классического близнецового метода (сравнение сходства генетически идентичных монозиготных близнецов (МЗ) и дизиготных близнецов (ДЗ), имеющих в среднем 50% общих генов) позволило оценить компоненты фенотипической дисперсии. В младшей школе наблюдается большее влияние генотипической вариативности в группе с одинаковым образованием родителей и большее влияние факторов общей среды в группе с различным уровнем образования родителей. В 7-11 классах основными факторами, формирующими индивидуальные различия по академической успеваемости являются генетическая и общесредовая вариативности. Это влияние проявляется вне зависимости от совпадения уровня образования родителей. На протяжении всего школьного периода обучения индивидуальная среда не оказывает сколько-нибудь значительного влияния вне зависимости от совпадения уровня образования родителей. Второе исследование (855 супружеских пар со стажем брака от нескольких месяцев до 50 лет) продемонстрировало сходство супругов по ряду личностных характеристик разного уровня обобщенности (диспозиционные свойства личности, уровень интернальности, макиавеллизм, показатели сознательной саморегуляции поведения, поиск ощущений). Сходство супругов по измерявшимся личностным характеристикам не превышает 0,26 (р<0,005), оказываясь наиболее высоким для показателей макиавеллизма, поиска ощущений и способности продумывать свои действия для достижения целей и наиболее низким для невротизма (0,07 р<0,03). Анализ данных показал, что уровень сходства супругов может рассматриваться как характеристика, зависящая от продолжительности брака.
2 20 мая 2013 г.-15 декабря 2013 г. Дифференциально-психологический анализ ассортативности; анализ "воспринимаемой" ассортативности
Результаты этапа: В биологических науках (генетика и эволюционная антропология) ассортативность рассматривается как механизм изменения генетической и фенотипической дисперсий. Проведенный дифференциально-психологический анализ ассортативности продемонстрировал разные паттерны ассортативности в подвыборках, различающихся по таким параметрам, как порядковый номер брака (первый или повторный), возраст вступления в первый брак и сходство супругов по уровню образования. Количество личностных характеристик, по которым похожи супруги, вступившие в повторные браки, меньше, по сравнению с количеством личностных характеристик, по которым похожи супруги, вступившие в первый брак. Аналогичное уменьшение количества статистически значимых коэффициентов корреляций наблюдается и для супругов, вступивших в первый брак в более зрелом возрасте (по сравнению с теми, кто вступил в более раннем возрасте), и в тех случаях, когда супруги различаются по уровню образования (по сравнению с теми, кто не различается по уровню образования). Сопоставление самооценок и взаимных оценок супругов демонстрирует: - меньшее сходство супругов по взаимным оценкам, по сравнению со сходством, получаемым на основе самооценок; - достаточное высокое сходство, получаемое при оценке обоих супругов одним человеком (жена оценивает себя – жена оценивает мужа / муж оценивает себя – муж оценивает жену) по сравнению со сходством, получаемым на основе самооценок.
3 10 апреля 2014 г.-15 декабря 2014 г. Влияние сходства супругов на родительско-детские отношения и на психологические особенности детей.
Результаты этапа: Основное направление проекта – анализ ассортативности (неслучайности подбора супругов) и её влияния на особенности детей в отечественной популяции. Для реализации этой цели 1) оценивалось сходство супругов по социально-демографическим и психологическим характеристикам; 2) проводилось сравнение показателей ассортативности в зависимости от способа оценки ассортативности (самооценки или взаимные оценки супругов), стажа брака; проводился дифференциально-психологический анализ ассортативности; 3) анализировалось влияние сходства супругов на родительско-детские отношения, на психологические особенности детей и их школьную успеваемость. Оценка сходства супругов по социально-демографическим и психологическим характеристикам позволяет не только получить картину ассортативности в отечественной популяции, но и уточнить показатели наследуемости вариативности психологических характеристик, получаемых в психогенетических исследованиях на отечественных выборках (поскольку ассортативность по-разному влияет на внутрипарное сходство родственников, имеющих разное генетическое сходство). Сходство супругов по возрасту составляет 0,87 (р<0,009). Как в целом по выборке, так и для большинства федеральных округов 2/3 супружеских пар имеют одинаковый уровень образования и около трети – разный. Получено положительное сходство супругов практически по всем изучавшимся личностным характеристикам. Это сходство оказывается достаточно низким, коэффициенты корреляций варьируют от 0,07 (р<0,03) до 0,26 (р<0,005). Наибольшее (умеренное по уровню) сходство супругов проявляется по склонности к опасному, рискованному поведению, по продумыванию способов своих действий и поведения для достижения намеченных целей, по оценке происходящих в жизни человека неудач, неприятностей. Более высокое сходство обнаруживается между ценностными ориентациями супругов. Сопоставление самооценок и взаимных оценок супругов демонстрирует: (1) меньшее сходство супругов по взаимным оценкам, по сравнению со сходством, получаемым на основе самооценок; (2) достаточное высокое сходство, получаемое при оценке обоих супругов одним человеком (жена оценивает себя – жена оценивает мужа / муж оценивает себя – муж оценивает жену) по сравнению со сходством, получаемым на основе самооценок. Проведенный дифференциально-психологический анализ ассортативности продемонстрировал разные паттерны ассортативности в подвыборках, различающихся по таким параметрам, как порядковый номер брака (первый или повторный), возраст вступления в первый брак и сходство супругов по уровню образования. Количество личностных характеристик, по которым похожи супруги, вступившие в повторные браки, меньше, по сравнению с количеством личностных характеристик, по которым похожи супруги, вступившие в первый брак. Аналогичное уменьшение количества статистически значимых коэффициентов корреляций наблюдается и для супругов, вступивших в первый брак в более зрелом возрасте (по сравнению с теми, кто вступил в более раннем возрасте), и в тех случаях, когда супруги различаются по уровню образования (по сравнению с теми, кто не различается по уровню образования). Проведённые исследования позволяют рассматривать ассортативность супругов как интермедиатор, опосредующий влияние социально-демографических и личностных характеристик на формирование психологических особенностей их детей (личностных характеристик, академической успеваемости).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".