Типология и взаимосвязи литератур ВостокаНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет

Этапы НИР

# Сроки Название
0 1 января 2001 г.-31 декабря 2012 г. Начальный этап
Результаты этапа:
1 1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г. Этап 2013 года
Результаты этапа: Этап 2013 года: Изучена и систематизирована роль востоковедного знания в создании современного представления о мировом литературном процессе и его общих закономерностях. К примеру, весьма плодотворную работу по выявлению специфики сюжетного построения в романе Гао Синцзяня «Чудотворные горы», тяготеющей к традиционным китайским сборникам бессюжетной прозы «бицзи», провела преподаватель Ю.А. Кузнецова. Был сделан важный вывод о том, что несмотря на то, что из-за множества эссеистичных интермедий событийные ряды в романе не следуют плотно друг за другом, а рассредоточены по разным частям текста, в то же время возможно раскрыть сюжетный ход романа и выявить своеобразие его конфликта через определение в этих разрозненных записях двух уровней – Я-автора и личностных проекций Ты/Он.
2 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Этап 2014 года
Результаты этапа: 4.1. В результате проведения научных исследований по теме было опубликовано 8 научных работ. 4.2. В рамках конференции «Ломоносовские чтения» 15-18 апреля 2014 г. было организовано заседание подсекции «Литературоведение». Всего с докладами выступили 13 человек. Наряду с этим, в 2014 г. в рамках проведения научных изысканий по теме в ИСАА МГУ было организованы и проведены 3 международные конференции, в том числе ежегодная XXII Международная тюркологическая конференция «Дмитриевские чтения» (октябрь 2014 года). Результаты проведённых изысканий по теме были представлены в виде докладов на внешних научных конференциях. 4.3. В рамках работы по теме «Типология и взаимосвязи литератур Востока» н.с. А.Г. Гурия и доц. Г.В. Стрелкова осуществили перевод стихов современного классика литературы хинди Кунвар Нараян. При работе над текстом изучалась специфика современной индийской поэзии в её взаимосвязи с древнеиндийской и современной европейской; был выявлен ряд схождений в поэтике верлибра индийских и европейских поэтов. Статья Рейснер М.Л.и Ардашниковой А. "Моштаг Исфахани и формирование нового стиля в персидской поэзии XVIII века" посвящена малоизученному периоду развития литературы Ирана, являющемуся, однако, важной вехой в стилистической эволюции традиционной персидской поэзии XVIII в. На примере творчества основоположника литературного движения «Базгашт-е адаби» ("Литературное возвращение") Моштага Исфахани показаны признаки смены стиля в литературе Ирана и закономерности этого процесса: наблюдается попытка разрыва с непосредственными предшественниками, выявляются различия с устойчивым репертуаром классических мотивов. В статье Ковельман А.Б и Гершовича У. "Поэтика сокрытия: «Теэтет» и «Хагига»" авторы статьи анализируют метафорические системы диалога Платона «Теэтет» и трактата Вавилонского Талмуда «Хагига» на фоне философии Филона Александрийского и христианского богословия (Новый Завет, Ориген). За дискурсивной логикой в тексте Платона и Талмуда просматривается система метафор, текстура, которая одновременно скрывает и открывает «правду», то есть центральную идею текста. Репенкова М.М. продолжила исследования в области литературы постмодернизма в компаративном аспекте. Ее доклад и тезисы на тему "Типологические схождения постмодернизма в литературах Турции и Израиля конца 1980-1990-х годов" были посвящены сравнению турецкой и израильской постмодернистской прозы. На примере романов И.О.Анара и М.Шалева рассматриваются постмодернистские подходы к национальной истории, представляемой как текст, нарратив. Доказывается, что постмодернистской деконструкции у обоих авторов подвергаются религиозный и идеологический дискурсы. Показываются общие поэтологические приёмы травестийной игры на понижение.
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Этап 2015 года
Результаты этапа: 4.1. В результате проведения научных исследований по теме «Типология и взаимосвязи литератур Востока» было опубликовано 9 научных работ. 4.2. В рамках конференции «Ломоносовские чтения» 20-25 апреля 2015 г. было организовано заседание подсекции «Литературоведение». Всего с докладами выступили 22 человека. Наряду с этим, в рамках проведения научных изысканий по заявленной теме было организованы и проведены 3 международные конференции, в том числе ежегодная XXIII Международная тюркологическая конференция «Дмитриевские чтения» (секция «Литературоведение и культурология»; Москва, 2 октября). Результаты проведённых изысканий по заявленной теме были также представлены в виде докладов на внешних научных конференциях, симпозиумах и круглых столах. 4.3. В рамках работы по теме «Типология и взаимосвязи литератур Востока» доцент А.М. Дубянский продолжил исследование текстов тамильской поэзии с точки зрения генезиса и семантики поэтических образов, жанровых черт и поэтики. Основным достижением автора явилось комплексное, отражающее и региональные особенности, и типологические черты описание фигуры религиозного героя, характерного для средневековой тамильской поэзии бхакти. Большую издательскую активность, как и в предыдущие годы, проявил профессор А.Б. Ковельман. В сферу интересов исследователя входят проблемы взаимосвязи древнееврейской литературы с другими литературными традициями Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы и славянского мира. В широком контексте жанровых взаимосвязей выполнены работы доцента Л.О. Башелеишвили, посвященные анализу мистико-аскетического делания в памятниках древнегрузинской агиографической литературы. Доцент Е.О. Акимушкина занималась анализом процесса трансплантации жанра шахрашуб из персоязычной поэзии X-XVIII вв. в литературу урду XVII-XIX вв. В ходе проведения научно-исследовательских работ по данной тематике ею были обнаружены значительные качественные и количественные расхождения между представляющими данный жанр текстами в обеих литературах.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".