Экология культуры ВостокаНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2001 г.-31 декабря 2013 г. Экология культуры Востока
Результаты этапа: 4.1. В результате проведения научных исследований по теме «Экология культуры Востока» было опубликовано 5 научных работ. 4.2. В рамках конференции «Ломоносовские чтения» 15 апреля 2013 г. было организовано заседание подсекции «Экология культуры Востока». Всего с докладами выступили 11 человек, в том числе заведующий лабораторией «Экология культуры Востока», профессор З.Г. Лапина (тема доклада – «Когда Конфуций приобщился к учению?») и с.н.с. С.Ю. Ключников (тема доклада – «Изучение восточных и западных духовных практик и методов совершенствования человека как перспективное направление современного востоковедения»). 4.3. Доклад З.Г. Лапиной «Востребованность восточной культуры для решения проблем глобалистики на современном этапе». // Международный научный конгресс «ГЛОБАЛИСТИКА – 2013». Секция 2. Методология глобалистики: философский аспект. (Москва, Факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, 24 октября 2013 г.). 4.4. Результаты проведённых изысканий по теме «Экология культуры Востока» были представлены в виде докладов на внешних научных конференциях. В ходе работ по данной тематике продолжался процесс совершенствования понятийного аппарата междисциплинарных направлений: синтеза культурологии, востоковедения, экологии, социологии, философии. Создается концепция «живого знания» (нормативного экологического прогноза «желательного будущего» культуры Востока) в контексте экосистем культур Восток-Запад-Россия. Трансформация (совершенствование) личности в творческую идивидуальность в значительной мере представляет собой результат развития восточных традиций. Экологическое осмысление перспектив развития Востока и востоковедения служит одним из решающих моментов изучения культуры будущего. Исследования затрагивают культуру и искусство выстраивания гармоничных, взаимоотношений в социуме. Данный феномен рассматривается с экософских позиций. Сравнительный анализ ценностных установок помогает определить мировые векторы трендов движения института семьи, с учетом национальных экологических традиций Востока и Запада.
2 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Этап 2014 года
Результаты этапа: 4.1. В результате проведения научных исследований по теме «Экология культуры Востока» было опубликовано 11 научных работ. 4.2. В рамках конференции «Ломоносовские чтения» 21-23 апреля 2014 г. было организовано заседание подсекции «Экология культуры Востока». Всего с докладами выступили 19 человек, в том числе ведущий научный сотрудник лаборатории «Экология культуры Востока», профессор З.Г. Лапина (тема доклада – «Учение об управлении государством ради вспомоществования народу (цзин ши цзи минь) как один из источников экономических воззрений КНР на современном этапе») и старший научный сотрудник С.Ю. Ключников (тема доклада – «Экософия и психосинтез Роберто Ассаджиоли»). Результаты проведённых изысканий по теме «Экология культуры Востока» были также представлены в виде 2-х докладов на внешних научных конференциях. 4.3. В ходе работ по данной тематике был разработан понятийный аппарат экологии культуры Востока. Этот методологический стержень дал возможность совершенствования современной системы образования в форме Живого Университета, совершенствованию личности и расширению её сознания. Проведённое в аспекте экологии культуры исследование конфуцианства позволило выявить его поистине глобальную звучание и актуальность для современной эпохи (в частности, в созидании института государства, как средства защиты самой Жизни Человека и его духовного развития). Выявлена роль традиций Востока (Китая) в современном мире. Их носители осмысливают их для выработки политического курса, в частности, теоретических постулатов экономического развития этих стран. Синтез западного цивилизационного опыта с экологическими потенциями собственной культуры обеспечивает Востоку (Китаю) «прорывное» развитие его экономики и является, в частности, причиной экономического взлёта КНР. Исследования, посвященные теме транскультурных коммуникаций между Востоком и Западом, затрагивают историософские и геополитические представления мыслителей евразийской школы (эмиграция первой волны) и проводят параллели евразийства с отечественным и мировым востоковедением.
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Этап 2015
Результаты этапа: 4.1. В результате проведения научных исследований по теме «Экология культуры Востока» было опубликовано 3 научные работы, в том числе монография: Лапина З.Г., Шилин К.И., Винокурова У.А. «Эко-гармонизация глобальной стратегии К.В. Иванова-Г.Н. Волкова Чувашии-России-мира». Энциклопедия Живого знания. Том 34 (М.: «Научный центр по сохранению и развитию творческого наследия Г.Н. Волкова», 144 с.). 4.2. В рамках конференции «Ломоносовские чтения» 20-25 апреля 2015 г. было организовано заседание подсекции «Экология культуры Востока». Всего с докладами выступили 18 человек, в том числе ведущий научный сотрудник лаборатории «Экология культуры Востока», профессор З.Г. Лапина (тема доклада – «Совершенствование человека как смысл его жизни – главная тема в «Лунь юе» (откровения Конфуция) как один из источников экономических воззрений КНР на современном этапе»). Результаты проведённых изысканий по заявленной теме были также представлены в виде докладов на внешних научных конференциях, симпозиумах и круглых столах. 4.3. В ходе работ по данной тематике была освещена основополагающая роль Конфуция в этической составляющей китайской культуры. Прорыв Китая в XXI веке не только в экономике, но и во всех областях творчества, без сомнения, веками созревал в культурном поле страны, уходя в глубокую древность. И здесь поистине ведущая роль принадлежит конфуцианству. Каждое поколение китайцев заново открывало для себя мудрость Конфуция, постигая, что успех во всех начинаниях кроется в развитии личности. Мыслитель стал не просто достоянием китайской культуры: его имя числится в рядах посвященных мира, посланных на Землю ради эволюции и духовного развития человечества. Можно сказать, что Конфуций стал воплощением всей китайской культуры, стержнем которой является совершенствование личности человека в целях совершенствования мира. Этот процесс повторяет собой акт творения, когда дух творит материю. Конфуций стремился возродить гармонию, утраченную еще в древности, в социум. Та же задача, только на новом витке эволюции, стоит и перед нами.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".