Социальное конструирование здоровья молодежи в условиях цифровизацииНИР

Social constructing of youth health under the conditions of digitalization

Соисполнители НИР

Российский научный фонд Координатор

Источник финансирования НИР

грант РНФ
грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 12 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Социальное конструирование здоровья молодежи в условиях цифровизации
Результаты этапа: Планом первого года реализации Проекта было предусмотрено проведение анализа теоретических подходов, выявление ключевых направлений в изучении темы социального конструирования здоровья молодежи в условиях цифрового общества, а также проведение эмпирического исследования блогов о здоровье. На основе методов сравнительного анализа и обобщения были выделены следующие актуальные направления (https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/1181): первое посвящено анализу проблем общего государственного регулирования сферы здоровья населения; второе связано с дискуссией о концептуализации понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»; третье посвящено анализу исследовательских точек зрения относительно проблемы формирования культуры здоровьесбережения среди молодого поколения; в рамках четвертого поднимаются вопросы о влиянии медиа на формирование представлений и практик в отношении здоровья. Последнее особенно характерно для современного зарубежного дискурса. Наиболее распространенные концепции: а) социальный конструктивизм; б) структурно-функциональный подход; в) деятельностный подход; г) институциональный. Несмотря на их эвристическую ценность в условиях цифровизации возникает необходимость привлечения новых теоретических конструктов и связанной с ними методологии. В данной связи изучение указанной проблематики было проведено с помощью актуального методологического тренда - концепций медиатизации: обосновано использование теории «медиатизированных миров», предложенной современными немецкими социологами Ф. Кротцом и А. Хеппом. На основе данного подхода была проведена концептуализация медиатизации сферы здоровья и предложено ее определение как комплексного процесса трансформации существующей и конструирования новой институциональной структуры, социальных представлений, установок и паттернов в сфере здоровья под влиянием цифровых медиа. По результатам обзора релевантных публикаций были выделены ключевые векторы научного дискурса, которые указывают на поляризацию исследовательских позиций, что, как считают участники Проекта, обусловлено амбивалентностью самого процесса. В этой связи, изучение медиатизации сферы здоровья требуют проведения исследований с учетом разных уровней социальной реальности, что предполагает анализ особенностей артикуляции проблем здоровья и практик здоровьесбережения в различных медиаформатах. В рамках первого года реализации Проекта исследовательский интерес научного коллектива был направлен на изучение блогов о здоровье (https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/1141). Исследование было проведено в два этапа: теоретический и эмпирический. Теоретический анализ блога как социального феномена позволил выделить его следующие характеристики: блог выступает как особое социальное пространство, в рамках которого участники осуществляют социально-коммуникативную деятельность - блогинг, направленную на удовлетворение их социальных потребностей, осуществляемую с помощью языка посредством интерпретаций передаваемых смыслов, конструирования их и обмена ценностями, порождая свой дискурс и социальное знание по артикулируемым темам, тем самым способствуя формированию новой социальной реальности. В рамках эмпирического исследования блогов, размещенных на платформах YouTube и «Яндекс.Дзен», были определены жанрово-тематических особенности блогов и проведена типологизация блогеров. Тематический анализ блогов позволил выявить наиболее востребованные среди пользователей темы: вопросы психического здоровья, здорового образа жизни (питание и фитнес), информация о различных болезнях и способах их лечения. Были выделены три типа блогеров: 1) эксперты - это контентмейкеры которые имеют подкрепленный профессиональный статус (лицензия, ссылка на профиль медицинской организации, где работает автор, диплом об образовании); 2) псевдоэксперты - контентмейкеры, которые не имеют официального подтверждения своей компетентности в артикулируемых вопросах, их статус чаще всего позиционируется ссылками на авторские книги, использованием в самопрезентации таких характеристик, как «сертифицированный фитнес-тренер» (наиболее распространенная характеристика), «признанный эксперт», чья аутентичность конструируется с помощью соответствующих определенному профессиональному статусу атрибутов; 3) любители - это блогеры, которые делятся личным опытом переживания различных проблем со здоровьем, дают рекомендации на основе своих жизненных компетенций. Все три подгруппы представлены в блогах о психическом здоровье, медицинских и ЗОЖ-блогах. Пациентские нарративы относятся к любительским. Сравнение выделенных типов блогов по количеству подписчиков позволило выявить, что наиболее популярными оказались «медицинские» блоги о болезнях и способах их лечения, при этом наибольшее их число — это страницы блогеров-псевдоэкспертов. Блоги о психическом здоровье также являются достаточно репрезентативными, что указывает на повышенный интерес пользователей к различным проблемам в рамках данной темы. При этом топовые — это экспертные и псевдоэкспертные блоги. К наиболее обсуждаемым относятся вопросы межличностных отношений, причем наибольшее число подписчиков имеют страницы, содержащие информацию о проблемах интимной и семейной жизни, способах достижения успеха и благополучия («пять шагов к успеху»). Среди ЗОЖ-блогов большую часть - это страницы блогеров-псевдоэкспертов. Наиболее распространенными темами, артикулируемыми в данной группе блогов, выступают вопросы коррекции фигуры, советы по питанию, похудению, уходу за телом в целом. По результатам анализа блогов установлено, что создаваемый блогерами дискурс отличается множественностью, вследствие чего происходит размывание традиционных представлений о здоровье и практиках здоровьесбережения, наблюдается плюрализм в репрезентации образа здоровья в цифровом медиапространстве. Также блогеры-«пвседоэксперты», используя различные медиатехнологии, доступные в онлайн-среде, конструируют свою профессиональную идентичность, эффективность достижения транслируемых образов и предлагаемых рекомендаций, вследствие чего происходит трансформация агентности, когда наряду с институциональными акторами-носителями экспертного знания значимую роль в конструировании здоровьесбережения играют и неинституциональные субъекты. По результатам сравнения типов блогеров было установлено, что наиболее близкими по дискурсивным практикам являются экспертные и псевдоэкспертные блоги. Дискурс в ЗОЖ-блогах отличается наличием гендерных стереотипов феминности и маскулинности. В женских блогах артикулируются проблемы телесности и способы достижения ее привлекательной формы. В этой связи для женских блогов характерна визуализация образов при помощи инструмента «до и после», что придает предлагаемым рекомендациям и услугам достоверность. Также визуализация сопровождается текстовыми сообщениями, которые встраивают транслируемые образы в определенный социальный контекст и конструируют их восприятие («подготовь себя к Новому году» и т. п.). Кроме того, применение соответствующих лексических единиц («сожги жир», «убери бока» и т. п.) порождает четкие коннотации в восприятии образа телесности, который противопоставляется транслируемому идеалу, рассматриваемому как нормативный. Мужские блоги ориентированы на позиционирование культа атлетичного тела, акцентируя внимание на телесных практиках бодибилдинга. Таким образом, основными компонентами здорового образа жизни выступают телесные и пищевые практики. Анализ текстов позволяет выявить ключевые лексемы — тело, физическая форма, используемые в понимании здоровья, что указывает на ограниченную репрезентацию здоровья, прежде всего через образы физической (телесной) привлекательности. По итогам работы был предложен ряд рекомендаций, направленных на формирование культуры здоровьесбережения среди современной российской молодежи. Результаты исследований были представлены в научных публикациях и докладах в рамках научных мероприятий.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".