Традиционные культуры в современном миреНИР

Traditional Cultures in the Modern World

Соисполнители НИР

- Соисполнитель

Источник финансирования НИР

-, -

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Традиционные культуры в современном мире-2016
Результаты этапа:
2 10 января 2017 г.-29 декабря 2017 г. Традиционные культуры в современном мире-2017
Результаты этапа:
3 9 января 2018 г.-28 декабря 2018 г. Традиционные культуры в современном мире-2018
Результаты этапа: В результате проведенной в 2018 году научной работы были продолжены теоретические исследования традиционной культуры, координация исследовательских подходов к ее изучению. Защищено 2 кандидатские и 4 магистерские диссертации. Продолжена работа над докторскими и кандидатской диссертациями (2 докторские, 2 кандидатские, 3 магистерских), посвященными наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры: этноконфессиональному, педагогическому, интегративному, визуальному, социальному. Проведена апробация полученных результатов в виде публикации статей (всего 32 статьи, из них 13 ВАК, из них 3 RSCI), выступлений на конференциях (было сделано 50 докладов). Расширены рамки научно-исследовательской работы студентов: по тематике группы создано 26 курсовых работ и 16 выпускных квалификационных работ. Участники группы внесли значительный вклад в организацию и проведение VIII Международной научной конференции «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». В рамках Ломоносовских чтений-2018 был проведен круглый стол по проблемам содержания подготовки по направлению «Культурология», на котором активно обсуждались проблемы преподавания традиционных культур в контексте современности. За отчетный год было продолжено проведение эмпирических исследований традиционных культур в современном мире с использованием разнообразного методологического инструментария: включенное наблюдение, полевые исследования, опросы, анализ информационного поля и др. Активное участие в данных исследованиях студентов позволило выстроить полный цикл научно-исследовательской работы – от проведения полевой практики в культурном пространстве исторического города (г. Елец) до презентации их на факультете иностранных языков МГУ и широкого освещения в социальных сетях, что, несомненно, имеет большое учебно-методическое значение. Было продолжено сотрудничество с различными научными, образовательными и культурными учреждениями, как в России (Рязань, Елец, Петрозаводск, Ярославль, Симферополь, Новосибирск, Вологда, Тотьма, Санкт-Петербург, Якутск), так и за рубежом (Никосия (Кипр), Шумен (Болгария), Барселона (Испания), Минск (Беларусь), Астана (Казахстан), Ереван (Армения)). Плодотворное научное сотрудничество состоялось с университетами, музеями, архивами, научными учреждениями РАН, научными обществами (в частности, с Научно-образовательным культурологическим обществом, Российским обществом по изучению культуры США, Императорским Православным Палестинским обществом, Международной ассоциацией русского языка и литературы). Сотрудники группы были приглашены для участия в качестве члена жюри международной Олимпиады школьников «Россия и Беларусь: духовное единство», а также в других мероприятиях, связанных с обсуждением реализации Основ культурной политики Российской Федерации. Среди наиболее актуальных направлений исследований, активизированных именно в отчетном году, можно назвать изучение различных форм актуализации традиционных культур в современном культурном пространстве, в том числе в литературе и культуре повседневности; исследование педагогических и психологических аспектов популяризации традиционных культур; проблем компаративного изучения культурных традиций различных народов России, а также проблем сохранения и развития культурного наследия России в контексте задач государственной культурной политики и этноконфессиональной составляющей традиционной культуры.
4 9 января 2019 г.-30 декабря 2019 г. Традиционные культуры в современном мире-2019
Результаты этапа: В рамках НИР в 2019 году были продолжены исследования: • различных форм актуализации традиционных культур в современном культурном пространстве, в том числе в литературе и культуре повседневности; • исследование педагогических и психологических аспектов популяризации традиционных культур; • проблем компаративного изучения культурных традиций различных народов России, • проблем сохранения и развития культурного наследия России в контексте задач государственной культурной политики и этноконфессиональной составляющей традиционной культуры. Проведена апробация полученных результатов в виде публикации статей (всего 34 статьи, из них 12 ВАК, из них 4 RSCI). Руководителем НИР Карташевой Н.В. были изданы два учебно-методических пособия: «Культурология. Вводный курс: учебное пособие» (ранее в отчеты не включалась) и «Культурология. Пространственно-временные модели в истории культуры: учебно-методическое пособие». Участники группы выступили с докладами (более 49) на международных и всероссийских конференциях (Чехия, Эстония, Казахстан). Продолжена работа над докторскими и кандидатской диссертациями (2 докторские, 2 кандидатские), посвященными наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры. Под руководством сотрудников группы создано 11 выпускных квалификационных работ, а также были написаны и защищены 3 магистерские диссертации. Было продолжено сотрудничество с различными научными, образовательными и культурными учреждениями, как в России (Рязань, Елец, Петрозаводск, Ярославль, Симферополь, Новосибирск, Вологда, Тотьма, Санкт-Петербург, Якутск), так и за рубежом (Никосия (Кипр), Шумен (Болгария), Барселона (Испания), Минск (Беларусь), Астана (Казахстан), Ереван (Армения)). Плодотворное научное сотрудничество состоялось с университетами, музеями, архивами, научными учреждениями РАН, научными обществами (в частности, с Научно-образовательным культурологическим обществом, Российским обществом по изучению культуры США, Императорским Православным Палестинским обществом, Международной ассоциацией русского языка и литературы). Сотрудники группы продолжают участвовать в качестве члена жюри международной Олимпиады школьников «Россия и Беларусь: духовное единство», а также в других мероприятиях, связанных с обсуждением реализации основ культурной политики Российской Федерации.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".