![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Основные цели: 1) на основе идеи единства интеллекта и аффекта, конкретизированной в модели целостного функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека, обосновать интегративное представление (модель) об «эмоциональных способностях» как множественном многоуровневом образовании, включающем не только аспекты эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, но и эмоциональной сложности и доступности внутреннего плана переживаний, эмоционального прогнозирования и имплицитных теорий эмоций; 2) на основе культурно-исторического подхода к пониманию автобиографической памяти и предположений о роли эмоционального прогнозирования проверить ряд гипотез о регулятивной роли компонентов эмоциональных способностей, как интегративного конструкта. Согласно общей гипотезе, оптимальная в данном контексте организация АП будет сочетать высокий уровень мотивационной насыщенности жизненных целей будущего при реалистичной оценке их достижимости, высокую согласованность эмоциональных и событийных профилей образов будущего, прошлого и представления об идеальном жизненном пути, четкую дифференциацию ближних и дальних жизненных планов, наличие доступных для актуализации ретроспективно-проспективных кластеров самоопределяющих воспоминаний /событийных проекций в будущее.
In accord with the announced goals of the project we have carried out the series of studies on the structural and functional characteristics of emotional and personality-mnemonic components of human capital. As the main outcomes of the project new empirical data have been obtained developing the fundamental theory of the unity of affect and intellect. We have developed, validated, and employed in the series of studies novel tools both experimental and diagnostic aimed at analyzing the multilevel systems of emotions and autobiographical memory. It consists of 4 questionnaires, 4 behavioral probes including face-reading and eye-tracking, and on-line worksheet. Structural modelling allowed to identify significant relationships among implicit theories of emotions (ITE), emotional intelligence (EI) and emotional creativity (EC). Taken together, these components of emotional regulation make unique contribution into the structure of an intellectual-personal potential. We employed a novel computer game requiring affective forecasting to examine the role of prospective and retrospective emotions in decision making. The effect of mood repair after negative autobiographical memories performance was detected and interpreted as a result of mismatch reappraisal mechanism, which involves the comparison of one’s current life circumstances with one’s past circumstances. The most reliable conditions for the generation of self-defining memories / future projections were determined on the basis of an objective assessment of the accompanying emotional facial expression. A novel theoretically rooted laboratory-based experimental technique aimed to elicit the phenomenon of "compressed life review" (CLR), i.e. mnemonic illusion of having “your entire life flashing before your eyes”, was examined in respect to eye movement patterns during the experience. The target experience was reported in response to listening to superimposed audio recordings of previously trained verbal cues to an individually composed set of self-defining memories (SDMs). The self-reported experience of CLR was associated to visual immobilization. We consider this result as a worthwhile step in the modeling the most adaptive response of the human mind in the face of extreme situations. Due to the force-major situation with the COVID-19 pandemic, we carried out an additional study aimed at identifying the relationship between the retrospective and prospective components of the autobiographical and emotional forecasting and negative uncertainty. The results are reported in 7 research papers and 14 conference theses.
Будет завершена апробация методика «Шкала риска интеллекта» (Subjective Risk Intelligence Scale), предполагающая выделение переменных эмоциональной и когнитивной регуляции решений и действий. Планируется статья в журнале, рецензируемом SCOPUS Корнилова Т.В.). Будет апробирована методика на «Эмоциональное прогнозирование» (Affective Forecasting) (MaRRoQuín, Nolen-Hoeksema, Miranda, 2013) Отв. Зиренко М.С. Планируется новое исследование - влияния эмоционально-личностной регуляции на принятие решений в условиях эпидемии. Учитывая актуальность изменения условий жизни человека при эпидемии COVID и трудности в организации очных опытов, мы планируем провести его в он-лайн формате. Его целью будет оценка влияния эмоциональных способностей (эмпатии, имплицитных теорий эмоций и готовности к риску) на регуляцию индивидуальных решений носить или не носить защитную маску в общественных местах. Оно будет проводиться с использованием специально разработанных вербальных задач и блока диагностических методик (исполнители: Корнилова Т.В., Зиренко М.А.). Планируется статья в журнале, рецензируемом SCOPUS. Работа по апробации опросника Дж. Эверилла «Эмоциональная креативность» завершена и опубликована. На ее место планируется экспериментальное исследование влияния эмоционального прайминга на принятие решений в экономической игре (Исполнитель Шестова М.А.). При этом будет продолжено выявление связей эмоциональной креативности с другими составляющими интеллектуально-личностного потенциала человека (исполнители: Корнилова Т.В., Красавцева Ю.В., Шестова М.А.). Нуркова В.В. будет осуществлять руководство проведением основных серий исследования АП, будут получены и частично обработаны данные о взаимосвязи успешности выполнения проб, особенностях эмоциональных способностей и структурных, содержательных и динамических характеристик макроструктуры АП. Данный этап будет включать в себя: 1) Сбор и анализ данных о структурных, содержательных и динамических характеристиках ретроспективного и проспективного компонентов АП с помощью батареи модифицированных методик «Линия жизни», разработанных и апробированных на предшествующем этапе выполнения проекта ассоциативной и рефлексивной методик экспликации самоопределяющих воспоминаний / проекций будущего во взаимосвязи с различными компонентами ЭС и ЭИ. Выборка составит 130 участников. Будут применяться технологии записи глазодвигательной активности и автоматического анализа лицевой эмоциональной экспрессии. Исполнители: Гофман А.А., Семенова М.А., Взорин Г.Д., Мирзамедова Т.И. 2) Проведение уточненного формата экспериментальных методик оптимизации эмоционального состояния автобиографическими воспоминаниями различного типа на расширенной выборке (N = 120) и установка нормативного диапазона реагирования на экспериментальные стимулы и ситуации Исполнители: Гофман А.А., Семенова М.А., Взорин Г.Д., Мирзамедова Т.И. 3) Проведение исследования связей особенностей проспективной функции АП с особенностями эмоционального прогнозирования. Исполнители: Зиренко М.А., Голинец А.О.
Руководителем проекта на базе идей единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров) и деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) сформулирована концепция единого функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. В рамках этой концепции особое место отводится предвосхищающей активности личности, в которой нераздельно представлены и когнитивные, и личностные компоненты регуляции. Проведенные исследования эмоционального интеллекта в регуляции принятия решений (Корнилова, 2014, 2016) привели к выделению проблемы саморегуляции не только когнитивных стратегий, но и самих эмоций. Существенным аспектом стало выделение проблемы динамического контроля неопределенности, с ролью образа мира в качестве стабилизатора множественных процессов регуляции решений и действий человека (Смирнов, Чумакова, Корнилова, 2016). Концепция продуктивной роли предвосхищающей активности будет применена к рассмотрению эмоциональных эмоциональных способностей. В.В. Нурковой на базе культурно-исторической методологии разработана системная концепция автобиографической памяти (АП) как высшей мнемической функции второго порядка, интегрирующая на уровне личностных автобиографических смыслов целостную «историю жизни» (2000, 2009). АП исследуется с позиций концепции как антропогенетически позднейшая динамическая психологическая система (по Л.С.Выготскому), которая складывается за счет овладения человеком специальными аутомеморативными социо-культурными практиками и символическими средствами. Получены результаты о том, что по данным методики Линия жизни на молодежной выборке пролонгированная временная перспектива предсказывает смещение смыслового центра представления о будущем к более позднему возрасту; предикторами событийной насыщенности образа будущего выступают событийная насыщенность воспоминаний о детстве и представлений о жизни типичного человека; пропорция позитивных событий в представлении о жизни типичного человека предсказывает пропорцию их в образе личного будущего.
Поставленные задачи полностью выполнены и перевыполнены. Результаты представлены в 12 статьях и 12 тезисах выступлений на 6 научных конференциях. Из них 6 статей в изданиях, рецензируемых WoS и SCOPUS (4 – в журналах, 2 - в сборниках), 8 - ВАК, 9 – РИНЦ, 3- прочие. Завершены этапы по заявленным апробациям методик. Опубликована статья по апробации опросника «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale), предполагающая выделение переменных эмоциональной и когнитивной регуляции решений и действий (журнал SCOPUS). Выявлены соотношения эмпатии, готовности к риску, рациональности, эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности с толерантностью-интолерантностью к неопределенности, игровыми стратегиями принятия решений и выборами в вербальных задачах (в рамках принятия решений в условиях COVID-19). Построена структурная модель, демонстрирующая вклады эмоциональных способностей в отношение человека к неопределенности. Исследование влияния эмоционально-личностной регуляции на принятие решений в условиях эпидемии COVID расширено до кросс-культурного; результаты опубликованы в 4-х статьях (3 – в журналах WoS – Q1 - и SCOPUS). Проведено экспериментальное исследование влияния эмоционального прайминга на принятие решений в экономической игре «Доверие». Результаты опубликованы в международном сборнике (рецензируемом WoS) и материалах конференции "Ананьевские чтения - 2021".
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
2 | 1 марта 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Эмоционально-мнемические составляющие человеческого капитала |
Результаты этапа: Поставленные задачи полностью выполнены и перевыполнены. Результаты выполнения проекта представлены в 12 статьях и 9 тезисах выступлений на научных конференциях. Bз них 6 статей в изданиях, рецензируемых WoS и SCOPUS (4 – в журналах, 2 - в сборниках), 8 - ВАК, 9 – РИНЦ, 3- прочие. Завершены этапы по заявленным апробациям методик. Опубликована статья по апробации опросника «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale), предполагающая выделение переменных эмоциональной и когнитивной регуляции решений и действий (журнал SCOPUS); готовится к публикации апробированная на русскоязычных выборках методика на «Эмоциональное прогнозирование» (Affective Forecasting). Проведено планировавшееся новое исследование влияния эмоционально-личностной регуляции на принятие решений в условиях эпидемии COVID. Оно расширено до кросс-культурного; результаты опубликованы в 4-х статьях (3 – в журналах на английском языке (WoS – Q1 - и SCOPUS). Проведено экспериментальное исследование влияния эмоционального прайминга на принятие решений в экономической игре «Доверие». Результаты опубликованы в международном сборнике (рецензируемом WoS) и доложены на международной конференции. На отчетном втором этапе были продолжены исследования эмпатии, эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности как составляющих интеллектуально-личностного капитала человека. На основе апробированного на предыдущем этапе выполнения гранта опросника эмоциональной креативности (ОЭК) на российской выборке выявлены связи эмоциональноq креативности с эмоциональным интеллектом и отношением к неопределенности. | ||
3 | 1 января 2022 г.-31 марта 2022 г. | Эмоционально-мнемические составляющие человеческого капитала |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".