ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Выявление специфики отечественных концепций массовой коммуникации и журналистики в контексте трансформации социально-политических, технологических и медийных процессов в России и глобализации массмедиа.
Характеристика структуры и основных понятий теории журналистики, СМИ, массовой коммуникации; анализ специфики российских концепций массовой коммуникации и журналистики в контексте зарубежных медиатеорий в свете моноцивилизационной и полицивилизационной парадигм; описание специфики подходов к изучению журналистики разных локальностей и субъектов коммуникации; характеристика базовых отечественных ценностей как оснований журналистской деятельности; анализ динамики отражения традиционных отечественных ценностей на российском ТВ с помощью панельного контент-аналитического исследования; анализ влияния технологизации медиапроцессов на характер журналистской деятельности и перспективные технологии (роботизированная журналистика, иммерсивная журналистика, гибридные медиа и т.п.).
Дунас Д. В. О целесообразности создания теории СМИ на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 30–40. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Социологические методики изучения журналистов и журналистского образования. — Москва: Москва, 2017. — 394 с. Свитич Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. — Юрайт Москва, 2017. — 205 с. Трансформация отечественной теории медиа: состояние и тенденции развития / Е. Л. Вартанова, М. Е. Аникина, А. В. Вырковский, Дунас Д. В. и др. — МедиаМир Москва, 2017. — 190 с. Старых Н. В. Семиологическая теория и практики проектирования стратегических коммуникаций в социальной сфере // Медиа альманах. — 2016. — № 2. — С. 22–31. Дунас Д. В. Национальное своеобразие российской школы исследований СМИ: теоретическая направленность диссертаций в период 1991–2010 гг // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2016. — № 1. — С. 103–119.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Теоретические концепции развития массовой коммуникации: вопросы формирования российских подходов |
Результаты этапа: В вопросе изучения актуальных теоретических концепций в сфере медиаисследований было установлено, что медиакоммуникационная среда и практики активных аудиторных групп в ней приводят к формированию новых типов социальной жизни. Медиапотребление, став социальной практикой, воспроизводит и трансформирует социальную структуру. Медиатизация социальной жизни, отношений, взаимодействий – сегодня стала неотъемлемой характеристикой современного общества. Очевидно то, что цифровая медисреда конкурирует за первенство наряду со средой социальной реальности. Социальные процессы, через которые новые члены общества обретают понимание социальных норм и ценностей и достигают отчетливого чувства «особости», а социализация происходит не только в условиях социальной реальности, но и в условиях медиареальности. Это особенно верно для представителей «цифровой молодежи». Социализация традиционно связывается с усвоением личностью навыков и умений, соответствующих культуре общества. Если же говорить о медиа как агенте первичной социализации, то речь идет о медиакультуре, формируемой в результате полисубъектных отношений различных игроков медиапространства, но прежде всего активной аудиторией медиа в результате взаимодействий с другими ее представителями в интернет-сообществах. Сегодня возможно говорить о том, что медиа (в дополнение участию в процессах вторичной социализации и самосоциализации) становятся агентом первичной социализации личности и конкурируют с семьей, сверстниками и школой за это право. Медиа сегодня – это не просто тексты, которые могут влиять на мнения, установки, способы поведения. Главная особенность современной природы медиа – это их сетевая структура и коммуникационная инфраструктура, предоставляющая возможность организовывать виртуальные взаимодействия при помощи чатов, блогов, постов, комментариев по принципу реальных интеракций в обществе в дополнение к возможности реализации информационных, развлекательных, образовательных потребностей аудитории. Ключевой особенностью социализации в медиа является то, что в результате нее не только передаются социальные нормы и ценности, но формируются новые – адекватные медиасреде. Виртуальная среда, таким образом, способна порождать другие этические стандарты, культурные нормы, что воспроизводит в процессе взаимодействий особый тип культуры – цифровой медиакультуры. В вопросе изучения специфики российских концепций медиа, массовой коммуникации и журналистики в контексте зарубежных медиатеорий и цивилизационных парадигм была переосмыслена их роль в жизненном процессе личности. Установлено, что медиаэффекты традиционно связывают с типом аудитории, поскольку в академическом дискурсе медиаисследований преобладают представления об аудитории как о статичном конструкте. При этом аудитория не статична, потому что каждый ее представитель вовлечен в собственный динамичный процесс развития жизненного пути. Не будучи универсальным жизненным циклом, как человеческая жизнь, медиа способны на разных ее этапах и с различной степенью влиять на формирование взглядов, установок и поведенческих моделей, или не влиять вовсе. Роль медиа в процессе социализации предполагает, что представители аудитории могут наследовать господствующие социальные нормы и ценности не только из социального опыта, но и из медиатизированного опыта – это могут быть неравномерные по интенсивности процессы на разных этапах жизненного пути, зависящие от множества факторов. Но все меньше к числу значимых факторов приверженцы даже традиционной социологии относят возраст, уровень образования, пол и другие социально-демографические характеристики. Все большую популярность приобретают подходы, которые рассматривают показатели качества и стиля жизни как приоритетные, обращают внимание на уникальность жизненного пути человека и детерминированное этим своеобразие медиапотребления. Вопрос о том, как рассматривать средовые характеристики медиа – в качестве нейтральной среды или как порождающую среду – в очередной раз доказывает сложность медиасоциализации как процесса, не поддающегося как жесткому теоретическому разграничению на «первичную», «вторичную», «самосоциализацию», так и четкому выстраиванию перечня и иерархии всех возможных социальных влияний и взаимодействий, детерминированных социальной или медиа-логикой. Все это делает влияние медиа на социализацию человека не управляемым, не прогнозируемым однозначно процессом. Вместе с этим велико значение жизненного пути человека и изучения того, как переживается опыт медиапотребления на разных его этапах. Вероятно, именно своеобразие жизненного пути человека и рассмотрение его в качестве континуума позволит рассмотреть аудиторию в рамках динамического процесса, при котором возможны различные типы медиасоциализации, интенсифицированные определенными – типологическими и/или сугубо индивидуальными – факторами. В вопросе исследования концепта «аксиология журналистики активно обсуждаются разные подходы к этому сравнительно новому в медиаисследованиях понятию. Анализ научных воззрений на теорию ценностей – аксиологию показывает, что она по-разному понимается разными учеными, и взгляд на нее меняется в зависимости от этапов развития общества. Это понятие соотносится или с биопсихологическими потребностями человека, или с категориями полезности, инструментальности, нормы, социальной регуляции, или с трансцендентными, идеальными понятиями. Одни считают, что ценности моноконстантны, другие исповедуют аксиологический дуализм или плюрализм и соотносят с разыми цивилизационными и национальными парадигмами. В концепции нашего исследования ценности рассматриваются как порождение исходных позитивных Смыслов, которые существуют на всех уровнях информационных полей и постепенно реализуются в процессе феноменологизации журналистики. Миссия журналистики – объективно отражать текущую реальность, то есть выражать сущность идей, процессов, явлений, событий, отношений, субъектов, предметов и т. п. Но сущность может быть понята и отражена или верно, или с определенной долей приближенности к истинному толкованию, или искаженно, весьма далеко от первоначального смысла, или даже быть ложной. Каждый уровень социальной организации привносит свои смыслы, свои шумы и негативы в эту систему. Человечество и человек в процессе своего развития, во все увеличивающейся способности к самостоятельному существованию в сложном мире имеет возможность выбирать из нескольких вариантов перекодировки исходных смыслов и способов жизнедеятельности. Неудивительно, что часто люди выбирают не самые верные решения и пути. Это может быть связано с гносеологическими проблемами, с человеческой способностью мышления или интуитивного постижения истины, с политическими, экономическими, социальными, национальными идеями и ценностями, менталитетными традициями, особенностями и предрассудками, выбором более легких и доступных путей, способов решения мыслительных и реально–жизненных проблем и т. п. Аналогичные процессы происходят и в процессе феноменологизации журналистики. Чем более исконное смысловое содержание «вочеловечивается», тем более может искажаться, тем больше на него «нарастает» коннотаций, ассоциативных, общинных и индивидуальных смыслов, которые порой могут полностью заслонить, исказить исходное значение. И тогда денотат (референт) получает языковое и семантическое воплощение, достаточно удаленное от первосмыслового, и может изображать ложную картину, создавать псевдореальность, что сегодня принято назвать «фейковой» информацией. Но, главным образом, это связано с выбором ценностной парадигмы, которая играет все более важную роль в развитии общества и является сущностной основой социальных взаимоотношений. Без постоянного учета этого фактора развития можно впасть в релятивизм, негативизм, нигилизм, унификацию разнопорядковых в ценностном отношении явлений. И тогда система приобретает хаотическое состояние неупорядоченности, аксиологической неразборчивости, ценностного дуализма, когда критерии добра и зла, нравственного и безнравственного становятся неразличимыми (в полном соответствии с утилитарной парадигмой). Дозволенным считается все, что привлекает интерес читателя, следовательно, дает рекламу и прибыль изданию или программе. Журналисты в таком случае перестают задумываться о Смыслах, Миссии, о влиянии СМИ на нравственное, духовное здоровье общества. Анализ различных аксиологических систем и данные наших контент-аналитических медиаисследований приводят к выводу, что наиболее соответствует ценностям российской цивилизации базовые отечественные ценности, связанные с понятиями добра, миролюбия, человеколюбия, справедливости, творческого отношения к жизни, общинного менталитета, полноценной семьи и трудолюбия, которые, в конечном счете, близки к ценностям, выраженным в православии. Но, к сожалению, в современном медиаполе эти ценности недостаточно артикулированы, хотя зафиксирована тенденция к их сущностному осмыслению журналистами и обществом. В вопросе изучения и отражения в разных медиа ценностных понятий в динамике на основе программы «Интегрум» опробованы новые методики исследования масштабной эмпирической базы этой программы в контексте ценностной парадигмы и теоретико-методологических подходов к исследованию больших данных. Методологические сложности состояли в том, что трудно было справиться с динамическим анализом тенденций медиаполя, поскольку база источников постоянно увеличивалась: в момент нашего первого замера в 2008 году она состояла из 6375 СМИ, сегодня база включает 120 тысяч источников информации, при этом постоянно расширялась их номенклатура и типология, главным образом за счет интернет-изданий разного типа и даже официальных документов. Поэтому в исследовании была применена методика изменения типологии изданий (например – федеральные, региональные, зарубежные), что вело к пересчету количественных и процентных соотношений. Продуктивным оказался в этой связи и метод соотносительного исследования дихотомических ценностных понятий: традиционные ценности – западные ценности, добро – зло, жизнь – смерть, оптимизм – пессимизм, любовь –ненависть, правда –л ожь и др. Анализ соотношения противоположных понятий показал, что выше индекс позитивных значений в региональных СМИ, чем в федеральных и зарубежных, а в прессе выше, чем на ТВ и в РВ. Самые низкие показатели по этому соотношению показали интернет-издания. Всплески объема ценностного медиаполя наблюдаем в 2013 и 2021 годах, когда были приняты многие государственные документы, а также поправки в Конституцию РФ, которые касались базовых ценностей народа. В динамике по годам региональные СМИ показывают ценностную стабильность, федеральная пресса стала с годами чуть более оптимистичной, интернет-издания – лидеры в использовании негативных ценностных значений. В вопросе исследования процессов цифровизации медиа и медиатехнологий развитие получили проблемы искусственного интеллекта в контексте цифровизации медиатехнологий. ИИ постепенно становится неотъемлемой частью работы российских СМИ и журналистов, внедряясь в разные сферы медийных практик, в том числе, в поиск и верификацию информации, распознавание речи, звуков и изображений, выделение приоритетных тематик, создание текстов и их таргетированную дистрибуцию и др. Российскими лидерами в медиасфере являются Интерфакс, Sports.ru, РИА Новости. Технологии искусственного интеллекта проникают также в работу журналистов, замещая их отдельные рутинные действия. В этой связи перед профессиональным медийным сообществом неизбежно встают вопросы о новых вызовах этического регулирования, об их корреляции с ежедневными вопросами морального выбора редакций и журналистов. Опираясь на историю зарубежного и отечественного дискурса, касающегося философско-этических проблем технологий искусственного интеллекта, были проанализированы выработанные в разных странах кодексы этического регулирования ИИ, изучены научные публикации исследователей, посвященные этическим проблемам, встающим перед редакциями и журналистами в процессе внедрения алгоритмических решений. К основным вопросам, требующим обязательной кодификации, необходимо отнести: транспарентность со стороны редакций и право аудитории на информацию о применении искусственного интеллекта в редакционных практиках, запрет на передачу полномочий искусственному интеллекту в вопросах нравственного выбора при подготовке медиаконтента, совместную ответственность редакции и разработчиков программного обеспечения за последствия работы систем искусственного интеллекта, определение круга потенциальных тем, к которым этически неприемлемо применение искусственного интеллекта и др. Поэтому медийное и академическое сообщества дискутируют о необходимости этической кодификации применения технологий искусственного интеллекта в медиа и журналистике. В вопросе изучения процесса медиапотребления российской молодежи в контексте формирования нового теоретического знания в отчетный период обработаны и систематизированы результаты анкетирования, посвященного изучению медиапотребления детей младшего школьного возраста (8-10 лет), проживающих в г. Москве. В рамках исследования было проанализировано 142 анкеты. В результате было выявлено, что респонденты преимущественно потребляют в Интернете контент, предназначенный для детской аудитории, а не для взрослой, как это ранее предполагали исследователи. Интернет-пространство в целом и социальные сети в частности интересуют детей прежде всего как источник развлечения. При этом у них уже начинает формироваться желание общаться в онлайн-пространствах, однако пока что оно не так ярко выражено и нередко продиктовано скорее необходимостью (вся коммуникация с родителями, учителями, одноклассниками и т.д. проходит именно здесь). Однако, несмотря на то, что дети младшего школьного возраста являются представителями первого по-настоящему «цифрового поколения», у них еще не сформировалась интернет-зависимость. В случае отсутствия у них гаджета с доступом в Сеть они предпочтут заняться традиционными для их возрастной группы занятиями – будут играть, гулять, заниматься творчеством, читать книги. Т.е. их социализация протекает в основном оффлайн. Таким образом, результаты нашего исследования показали, что в данном контексте особенности развития детей младшего школьного возраста совпадают с нормами детской возрастной психологии и говорить об их ускоренном развитии и принципиальных отличиях от предыдущих поколений несколько преждевременно. | ||
2 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | 2 |
Результаты этапа: Представленный отчет посвящен выявлению специфики отечественных медиаисследований, актуального теоретико-концептуального аппарата медиаисследований в контексте трансформации социально-политических, технологических и медийных процессов в России, связанных, в том числе, с явлением медиатизации, цифровизации и сетевизации социального пространства. Основную проблематику исследований в отчетный период составили выявление специфики российских концепций медиа, массовой коммуникации и журналистики в контексте зарубежных медиатеорий; характеристика специфики журналистики и массовой коммуникации в свете цивилизационных парадигм; анализ поля понятий, связанных с аксиологией, выявление структуры концепта «аксиология журналистики» и основных особенностей ее проявления в современных медиа; выявление структуры и методологических подходов изучения «Феноменологии журналистики», специфики исследования профессиональных ориентаций журналистов и выявления моделей журналистов разных типов медиа и видов профессиональной деятельности, а также психологических типов личности; характеристика актуальных процессов развития медиатехнологий, а также перспективных технологий; выявление влияния технологизации медиапроцессов на социальные процессы; характеристика качественных параметров медиапотребления российской молодежи; выявление и формулирование новых актуальных теоретических концепций к описанию практик и процесса медиапотребления российской молодежи. | ||
3 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | 3 |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. | 4 |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".