ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В разных культурно-языковых и дисциплинарных традициях судьба понятия the Imaginary, das Imaginäre, l’imaginaire складывалась по-разному, хотя и обмен идеями был исключительно интенсивен. Это направление научного поиска резонирует с новейшими тенденциями в дискурсных исследованиях, когнитивистике и медиологии. «Воображаемое» в этой перспективе подразумевает потенциал означивания, которым располагает культура, это - смысловая «магма», подвижный расплав идей и образов, а с точки зрения функциональной - ресурс становления человеческой субъективности. К ресурсу этому нет прямого доступа, что и делает актуальной его разработку посредством косвенного словоупотребления, литературного вымысла. Впрочем, ряд ученых понимают «воображаемое» несколько иначе - как совокупность значений или верований, моделей, когнитивных схем, - т.е. среду более структурируемую, открытую рациональному познанию. Так или иначе, громное поле «воображаемого» разрабатывается с разных концов социологами, антропологами, философами, психологами, культурологами, литературоведами. Равным образом и слово «сообщество» за последние годы превратилось в один из ключевых терминов гуманитарных и социологических исследований. Сообщество – группа людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями и коммуникативными практиками, а также имеющих общий смысловой (символический или интеллектуальный) капитал. В фокусе внимания филолога не может не оказаться читательское сообщества, - при этом мы говорим оновременно о группе людей, объединенных в пространстве и времени, и/или об определенной модальности индивидуального сознания (поскольку общность имеет скорее виртуальный характер). Речь, т.л., идет об изучении прагматики литературного чтения. Изучение сообществ тесно и необходимо связано с изучением практик культурного трансфера, перевода, в том числе художественного. Основная цель - разработка подходов к изучению и переводу текстов, созданных в условиях глобализации; разработка новых форм реального комментария и аппарата к произведениям массовой литературы. В рамках проекта осуществляется, в частности, изучение наследия теории и практики перевода советского периода с точки зрения социального контекста, идеологии, взаимовлияния различных политических и культурно-социальных факторов. Проводится анализ влияния устоявшихся норм на современные практики, выявление новых тенденций, описание современной динамично меняющейся ситуации в переводе и межкультурном общении.
Серия авторских статей, монографий,коллективная монография.
Наличие соответствующих теме публикаций, результаты ряда тематических конференций, проведенных в предыдущие годы. Работа методологического семинара кафедры
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: . | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
6 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
7 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
8 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: Работа научного коллектива в этом году была сфокусирована на прагматических и медиологических подходах к художественным и нехудожественным текстам, а также на вопросах межкультурного и трансмедийного перевода, проблематике рецепции в чита-тельских и писательских сообществах, проблематике коммунитарной памяти, формах и практиках закрепления культурной памяти. В 2023 г. в рамках НИР была продолжена работа над проблематикой связи речевых и дискурсивных практик с художественной коммуникацией, в т.ч. художественной коммуникацией в рамках читательских и творче-ских сообществ. Было опубликовано 16 статей, проведено 9 мероприятий, из них – 5 крупные конференции и круглые столы, в том числе 4 международных мероприятия. В течение года продолжилась разработка основных направлений НИР. Кафедра развивает новые направления исследования, на основе которых вводятся новые учебные курсы и апробируются новые учебные практики. Активное участие в работе кафедры принимают молодые ученые. А.В. Швец получила стипендию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова молодым преподавателям, научным сотрудникам и аспирантам, добившимся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности на 2023 г. А.А. Зубов, П.Ю. Рыбина и А.В. Швец стали победителями Конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета, в 2023 г., в номинации «Выдающиеся публикации» (Категория I). | ||
9 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Речь, культурное воображение и формирование сообществ |
Результаты этапа: | ||
10 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2030 г. | 10 |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".