Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессовНИР

Mathematical and information modeling socio-economic processes

Источник финансирования НИР

собственные средства

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов
Результаты этапа: Экспертной группой был подготовлен отчет за 2016 год по научно-исследовательской работе "Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов" Результаты исследований первого этапа научно-исследовательской работы прошли апробацию на следующих научных конференциях: 1) Ассамблея «Педагог XXI века», г. Севастополь, Россия, 17-19 октября 2016. Доклад Информатика в творческих задачах математики Авторы: Миленко Н.Н., Хрусталев А.Ф. Доклад Возможности и преимущества дистанционной поддержки образовательного процесса Автор: Алтухова Н.В.; 2) Черноморская международная научно-практическая конференция МГУ "Проблемы безопасности в современном мире" , г. Севастополь, Россия, 26-28 мая 2016. Доклад Инновационные технологии в творческих задачах химии Авторы: Миленко Н.Н., Хрусталев А.Ф., Яковишин Л.А.; 3)Научная конференция «Ломоносовские чтения» 2016 года. Севастополь, 24-25 марта 2016, Филиал МГУ в г. Севастополе, Россия, 24-25 марта 2016. Доклад: Mobile Learning в современном образовании Автор: Миленко Н.Н. _____________________________________________________________________________________________ По итогам исследования опубликованы следующие статьи в рецензируемых журналах и журналах, включенных в список НИРЦ: 1) Анализ тенденций ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации Алтухова Н.В., Кучапина А.А. // Символ науки, том 1, № 3, с. 14-19 2) Методика расчета риска существенных искажений с учетом принципов международных стандартов аудита Алтухова Н.В. // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров), № 6, с. 3-11 3) Определение приоритетных направлений развития экономики города Севастополя Шпырко О.А., Алтухова Н.В. // Петербургский экономический журнал, № 4, с. 79-89 4) Профессиональное знание, формируемое в организации, как генератор инновационных процессов в экономике Алтухова Н.В. // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 64-83
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов
Результаты этапа: Экспертной группой был подготовлен отчет за 2017 год по научно-исследовательской работе "Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов" Результаты исследований первого этапа научно-исследовательской работы прошли апробацию на научной конференции Вторая Ассамблея "Педагог XXI века", Севастополь, Россия, 11-13 октября 2017. Доклады: Интерактивные студенческие проекты в обучении экономике (Алтухова Н.В.), О применении математических методов в исследовании природных ресурсов (Миленко Н.Н.) _____________________________________________________________________________________________ По итогам исследования опубликованы следующие статьи в рецензируемых журналах и сборниках, включенных в список РИНЦ: Шпырко О.А., Алтухова Н.В. Анализ допущения непрерывности деятельности аудируемой организации как метод диагностики её финансовой несостоятельности в журнале Азимут научных исследований: экономика и управление, издательство НП «Институт направленного образования» (Тольятти), № 3 за 2017 год, с. 22-25 Миленко Н.Н. О применении математических методов в исследовании природных ресурсов в журнале Электронный научный журнал «Педагог XXI века»: материалы Второй Всероссийской Ассамблеи с международным участием «Педагог XXI века», г.Севастополь, 11-13 октября 2017 г, том 1, № 3, с. 76-79
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов
Результаты этапа: На 3 этапе работ достигнуты следующие результаты: Исследована эффективность налогового администрирования в г. Севастополе с помощью регрессионного моделирования. Определено, что сильнее всего на поступления в бюджет влияет количество субъектов предпринимательской деятельности на каждый 1 процент прироста данного фактора поступления в бюджет отвечают приростом на 1,44 процента. На каждый 1 процент прироста полученных обратившимися разъяснений поступления отвечают 0,14 процентами прироста поступлений. А рост числа проверок обеспечивает 0,05 процентов прироста поступлений. Адаптирован к прикладному применению в аудите финансовой отчетности метод Саати. Определено, что предлагаемая индуктивная методика расчета уровня существенности является достаточно формализованной и удобной в применении, предлагает перечень факторов, определяющих влияние операций по классам счетов на финансовую отчетность, позволяет в максимальной степени применять профессиональное суждение аудитора, преобразуя его качественные оценки в количественные величины уровня существенности, дает возможность учитывать не только величину контрольных показателей, как в дедуктивном методе расчета уровня существенности, но и влияние на финансовую отчетность характера и объемов хозяйственных операций по отдельным счетам или классам операций, является достаточно гибкой и позволяющей учитывать уникальные обстоятельства каждого отдельного аудиторского задания. Исследование различных аспектов создания и применения онлайн-курсов (МООК) Все результаты второго этапа НИР используются участниками в учебном процессе. Результаты исследований прошли апробацию на научно-практических конференциях: Опыт и перспективы онлайн-обучения в России, Филиал МГУ имени М.В. Ломонсова в г.Севастополь, Россия, 15-16 ноября 2018 Ломоносовские чтения 2018, Филиал МГУ г. Севастополь, 2018, г. Севастополь, Россия, 12 апреля 2018 С докладами выступили: 1. Миленко Н.Н. "Организация и проведение онлайн-тестирования" 2. Миленко Н.Н.ОНЛАЙН КУРС КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АВТОР И СЛУШАТЕЛЬ МООК (Устный) Результаты исследований отражены в двух статьях в журналах из списка ВАК: 1. Алтухова Н. В., Могила А. Н., Шпырко О. А. Особенности налогового администрирования в городе Севастополе // Управленческий учет. — 2018. — № 10. — С. 45–60. 2. Шпырко О. А., Алтухова Н. В. Применение метода парных сравнений для определения уровня существенности в аудите // Управленческий учет. — 2018. — № 9. — С. 76–88.
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Математическое и информационное моделирование социально-экономических процессов
Результаты этапа: На 4 этапе работ достигнуты следующие результаты: 1. Определены следующие признаки внутрикорпоративного мошенничества: а) Это преднамеренное противоправное действие (либо осведомленное бездействие) руководителей или сотрудников организации. б) Лицо, совершающее мошенничество, осознает, что совершает заведомый обман, хищение или искажение информации. в) Мошенничество всегда приводит к прямой или косвенной (опосредованной) выгоде мошенника и наносит материальный или репутационный вред организации. г) Способы совершения мошенничества – фальсификация финансовой отчетности, коррупционные действия либо присвоение мошенником активов предприятия. Обозначены факторы неправомерных действий: 1) мотивации к неправомерным действиям, 2) возможность более или менее долго совершать противоправные действия; 3) наличие оснований, оправдывающих мошенника в собственных глазах и позволяющих ему не стыдиться совершаемых действий. Предложена количественная методика расчета величины риска внутрикорпоративного мошенничества. 2. При использовании смешанного обучения важно понять, что оставить в традиционном формате обучения, а что вынести в онлайн части. При этом процесс сочетания технологий может происходить как на уровне отдельного курса, предмета, так и на уровне образовательной программы в целом. Преподаватель в этом случае должен разбираться в современном инструментарии для создания онлайн-курсов. В в том числе, если обучение ведется онлайн, преподаватель должен быть к этому готов. После разработки онлайн-курса работа преподавателя не заканчивается, курс нужно поддерживать, установить обратную связь со слушателями, оценивать выполненные студентом задания, оценивать знания студента, пояснять почему так выставлены баллы, мониторинг процесса качества усвоения знаний студентом. При дистанционном обучении должна проявляться индивидуальность в обучении, и порой даже в большем объеме, чем в классической форме обучения. Индивидуальность связана с целью обучения, студент ставить для себя цель обучения, собственная ответственность, преподаватель помогает достичь эту цель. Сегодня смешанное обучение очень востребовано. Современные студенты готовы к онлайн компонентам учебных курсов, будь это онлайн лекции или дистанционное тестирование. При этом обучающийся может контролировать время, темп изучения материала и выбирать место для этого. Во всех моделях смешанного обкченич можно выделить три основные составляющие, присущие смешанному обучению, это самообразование, личное взаимодействие учителя и учащегося, интерактивное взаимодействие учителя и учащегося. Среди них можно выделить модели поддерживающие, это хорошо всем известные - ротация станций, ротация лабораторий, перевернутый класс. В этих моделях проявляется как работа в группах, так и самостоятельная работа. Есть модели прорывные, это такие как – «гибкая» модель, модель «на выбор», модель виртуальная. Такие модели более сложны в подготовке. Именно в этих моделях индивидуализация, мастерство обучения, высокие цели, которые ставит перед собой обучающихся и его ответственность за принятые решения и результат. После выбора той или иной модели надо организовать процесс взаимодействия педагога и обучающего. Это важный этап при разработке смешанного курса, он может занять до четверти от всего времени на подготовку. Чтобы правильно организовать взаимодействие педагог должен ответить на вопросы что ждет студент, ученик от этого курса, чему надо учить и как это реализовать, как измерить результаты обучения при такой виде обучения. Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с традиционными образовательными программами является возможность для обучающихся выступать в роле активных участников образовательного процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее интересные области учебных дисциплин и работая над индивидуальными и групповыми проектами. 3.Тест – это формализованное испытание, в котором измеряется уровень знаний, умений и навыков или физических возможностей. По профилю ответов обучающихся на задания тест позволяет выявлять уровень учебных достижений, структуру знаний и степень ее отклонения от нормы При организации тестирования сталкиваемся с проблемами (это даже можно назвать парадоксами) – с одной стороны, мы стремимся к индивидуальности в образовании, но в реальности имеем большие группы, сокращение аудиторной нагрузки, требования научной активности преподавателя (за счет методической нагрузки). Следующий парадокс состоит в том, не снижают ли тесты способность студентов творчески мыслить, не будет ли это приводить к шаблонному мышлению. Следует отметить, что массовое обучение предполагает некую шаблонность, но следует учитывать и то условие, что инновационность, креативность – важные компетенции настоящего времени. Решение этих проблем при оценивании знаний студентов – совместить индивидуальность и автоматическое тестирование. От автоматического тестирования следует использовать то, что такое тестирование позволяет проверить знания большого количества студентов (без ручной проверки, без напряжения). Для этого можно использовать специализированные платформы таких как Moodle, Coursera т.п.). В указанных системах предусмотрено даже взаимная проверка слушателями друг друга. А от индивидуального обучения использовать адаптивность. При разработке тестов следует обязательно учитывать учебный план, компетенции, содержание задания теста должно отвечать требованиям учебной программы, и конечно контингент обучающихся. При тестировании преподаватель сталкивается еще с одной серьёзной проблемой – списывание студентов при выполнении теста. Тестироваться онлайн студент может с любого места – компьютерный класс, дом, общежитие, библиотека и т.д. Отследить, как студент отвечает на вопросы теста, самостоятельно или нет, невозможно, как в целом и ликвидировать возможность списывания. При создании тестов на специализированных платформах можно технически создать ситуацию для усложнения теста, например, использовать режим перемешивания вопросов и ответов, устанавливать временные рамки, сокращать количество попыток прохождения теста. В таких условиях списать будет достаточно сложно. И даже если студент будет списывать искать ответы в теоретических материалах, это будет полезно для изучения и закрепления материала, пусть в такой форме, но он будет получать знания по предмету. Тесты дисциплинируют обучающего, они не дают ему выйти из учебного процесса, заставляют регулярное готовится, их полезно использовать для промежуточного оценивания. Тестирование в настоящее время становится органической частью онлайн обучения, важнейшим средством установления обратной связи, с помощью которого обучение становится дифференцированным, личностноориентированным процессом, обеспечивающим индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации. 4. В Филиале МГУ имеется система управления обучением на базе платформы Moodle, c ее помощью реализованы два компонента ЭИОС: оценка результатов обучения и портал дистанционной поддержки образовательного процесса. Портал наполняют преподаватели филиала учебнометодическими комплексам для преподавания дисциплин. Технология Moodle позволяет проводить самостоятельную работу, более глубоко изучать материал и создать эффективный контроль знаний. Электронное портфолио обеспечивает сохранение учебных работ и оценок обучающегося, а также рецензий на его работы. Работодатель часть интересуется не только дипломом претендента на вакансию, но и его портфолио. От выбора модели внедрения для каждого из компонентов зависят многие показатели. Одним из важных из них является стоимость, потому что не все, и не всегда вузы могут позволить себе тратить любые деньги. Кроме стоимости есть и другие количественные показатели, такие как количество студентов, которые могут обучаться с применением электронной среды; количество курсов, которые можно в ней разместить; сложность обслуживания, что упирается в необходимость нанимать более квалифицированный персонал в больших количествах. Такая оценка замыкается на применение электронной среды, а не на нее как таковую. Качественных показателей у каждого вуза могут быть свои, приведу для примера показатели филиала. Одним из качественных показателей является максимальное количество студентов, по которым может применяться независимый тестовый контроль. Далее вариативность модулей образовательной программы и факультативов внедрения онлайн-обучения также увеличивает этот показатель. Максимальное количество студентов на модуле - сколько студентов мы можем обучать на модуле или в конкретной дисциплине. Если мы покрываем модуль онлайн-курсами полностью, то этот модуль может проходить практически неограниченное количество студентов. Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации представляет собой совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной и других видов деятельности образовательной организации. ЭИОС филиала МГУ делает возможным проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализованных с применением ЭО и ДОТ (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Все участники образовательного процесса получают доступ к учебным планам, рабочим программам, электронным библиосистемам, онлайн-курсам. В электронной среде сохраняется доступ к образовательным результатам, достигнутым на любом этапе образовательного процесса. Студенты могут формировать электронное портфолио (выполненные работы, рецензии и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса). 5. По результатам исследования возможностей профессии бухгалтера в эпоху цифровой экономики получены выводы о том, что искусственный интеллект может проводить формализованные операции, присущие такой бухгалтерской квалификации, как "счетовод" (bookkeeper), а ведение бухгалтерского учета (Accounting) по-прежнему будет вестись человеком-бухгалтером, которому присуще профессиональное суждение. Все результаты второго этапа НИР используются участниками в учебном процессе. Результаты исследований прошли апробацию на научно-практических конференциях: 1. III Черноморская международная научно-практическая конференция Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Проблемы развития технологий, государства и общества в цифровую эпоху», Севастополь, Россия, 20-22 июня 2019. 2. «Ломоносовские чтения - 2019». Секция «Филиал МГУ в г. Севастополь», Севастополь, филиал МГУ, Россия, 3-5 апреля 2019 3. 4-я Международная научно-практическая конференция «Инновации в геологии, геофизике и географии-2019», г. Севастополь, Россия, 3-6 июля 2019 С докладами выступили: 1) Миленко Н.Н. Информационные методы сбора и обработки экологических баз данных природных комплексов 2) Миленко Н.Н. Модели смешанного обучения (Устный) Автор: Миленко Н.Н. 3) Миленко Н.Н. Электронная информационно-образовательная среда учебной организации 4) Алтухова Н.Н. Профессия бухгалтера в цифровой экономике (Устный) Результаты исследований отражены в статье в журнале из списка ВАК: Шпырко О.А., Кулинич И.Н., Алтухова Н.В. Количественная методика оценки аудитором риска мошенничества в аудируемой организации / Управленческий учет, № 11, с. 66-79

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".