ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Проект нацелен на то, чтобы показать роль социализации в формировании социально-политической активности молодежи, проанализировать ее специфику в современных условиях, а также определить влияние характера и содержания учебного и воспитательного процессов в вузе на процесс самоорганизации российских студентов, проявление их социально-политической активности.
The key goal of the project is theoretical grounding and elaborating a conceptual approach towards analyzing a phenomenon of the modern Russian students, whose political activities will determine its status as the elite of the country that takes responsibility for being and developing of the society. Achieving this fundamental scientific goal is especially urgent in the context of intensification of global contradictions, information battles for mass consciousness, for young people minds, in particular. The project is supposed to reveal the core and basic features of the notion “social and political activities of the modern students” applied to Russia and suggest methods for investigating it, to analyze modern forms of actualizing social and political activities of the students, to estimate their positive and destructive components basing on examining value and life settings that determine key directions of social and political activities of the modern student. The project aims to show the role of socializing in formation of social and political activities of young people, to analyze its special features in modern conditions and to specify the influence of the character and contents of education and pedagogic processes in institutes of higher education onto the process of self-organization of Russian students as well as onto their social and political activities.
• Раскрыть сущность и основные характеристики понятия «социально-политическая активность современного студенчества» применительно к России и предложить методику ее изучения; • Показать роль социализации в формировании социально-политической активности молодежи, проанализировать ее специфику в современных условиях; • Определить круг ценностных и жизненных установок, фундирующих ключевые направления социально-политической активности современного студента; • Проанализировать современные формы реализации социально-политической активности студентов, оценить их позитивные и деструктивные составляющие; • Определить влияние характера и содержания учебного и воспитательного процессов в вузе на процесс самоорганизации российских студентов, проявление их социально-политической активности.
На протяжении длительного периода члены авторского коллектива принимали активное участие в формировании и реализации социально-политической активности студентов МГУ в рамках его общественных организаций. Профессиональные знания ученых и отмеченный практический опыт были использованы в дальнейшем для организации и проведения мониторинговых исследований студенчества Московского университета (1993-2005 гг.). Международный российско-американский проект (1996 г.) был направлен на изучение максимально широкого спектра проявлений социальной активности молодежи. Его уникальность состоит еще и в том, что анализ результатов проводился по 3 возрастным стратам: сформировавшимся в условиях стабильного советского общества, в период «перестройки» и на этапе смены общественно-политических систем. Коллективная монография, посвященная анализу этих результатов (Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М., 2000. 224 с.) и сегодня востребованная исследователями российской молодежи. Электоральная активность студентов МГУ изучалась на этапе выборов Президента РФ (2012 г.) и Государственной Думы (2016 г.). У авторского коллектива есть опыт проведения сравнительных исследований студенческой молодежи. В 2004 г. они повторили в МГУ исследование, проведенное в Московском университете в 1904 г, а в 2012 г. получили результаты, сравнительные с данными исследования «Новое поколение: надежды, идеалы и цели» (1991 г.).
В ходе проведенного исследования показана сущность и основные характеристики понятия «социально-политическая активность современного студенчества» применительно к России и предложена методика ее изучения (профессор Мощелков Е.Н.); проанализированы современные формы реализации социально-политической активности студентов, оценены их позитивные и деструктивные составляющие на основании рассмотрения ценностных и жизненных установок, определяющих ключевые направления социально-политической активности современного студента (доцент Аласания К.Ю.); показана роль социализации в формировании социально-политической активности молодежи, проанализирована ее специфика в современных условиях (доцент Миронова Д.), а также определено влияние характера и содержания учебного и воспитательного процессов в вузе на процесс самоорганизации российских студентов, проявление из социально-политической активности (профессор Туманов С.В.). Результаты исследования опубликованы в статье 2. Аласания К.Ю., Миронова Д.В.Г., Мощелков Е.Н., Туманов С.В. Социально-политическая активность современного российского студенчества: векторы, ценности, жизненные установки (на примере МГУ имени М.В. Ломоносова) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. М.: Издательство Московского университета, 2020. № 5. С. 35-51.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 16 июля 2020 г.-12 марта 2021 г. | Социально-политическая активность современного российского студенчества: векторы, ценности, жизненные установки (на примере МГУ имени М.В. Ломоносова) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".