ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
The article attempts to reconstruct the critical tradition in the philosophy of education on the basis of a review of studies in which education is analyzed from the critical perspective, addressing such issues as deformation of the meanings of education, dehumanization of educational relations, legitimization inequality by means of education. This tradition is described in the article around the issue of the emancipatory potential of education as the conditions for the formation of independent mature thinking, the development of subjectivity and autonomy of the individual. The key directions of the development of critical reflection on education are outlined. Different projects of emancipatory education related to the movement of critical pedagogy are analyzed and compared. A special emphasis is placed on the crucial for a critical tradition problems: the problem of instrumentalism in education and the problem of achieving equality and overcoming hidden mechanisms of power in the educational rela-tions. The article concludes with demonstrating the relevance of the critical tradition in the analysis of education for understanding modern trends in education associated with the dominance of neoliberal logic in assessing its effectiveness.
публикация обзорной статьи
Осуществлён сравнительный анализ зарубежных исследований в области философии образования, в которых образование рассматривается с позиций социальной критики, выявляются факторы деформации смыслов образования и дегуманизации образовательных отношений, способы легитимации неравенства средствами образования. В качестве смыслового узла для описания указанной традиции выбрана проблематика эмансипирующего потенциала образования как условия формирования самостоятельного зрелого мышления, развития субъектности и подлинной автономии индивида. Проанализированы основные линии развития критической рефлексии над образованием, сопоставлены различные аспекты раскрытия идеи эмансипаторного образования, связанные с критической педагогикой. Отдельный акцент сделан на принципиальной для критической традиции проблеме инструментализма в образовании, а также вопросе о возможности достижения равенства и преодоления скрытых механизмов власти в отношениях субъектов образования. Обоснован вывод о значении обращения к критической традиции анализа образования для понимания современных тенденций в образовании, связанных с доминированием неолиберальной логики в оценке его эффективности.
статья принята в печать в журнал "Вопросы философии"
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 6 ноября 2019 г.-31 августа 2020 г. | Эмансипирующий потенциал образования: критическая традиция в философии образования |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".