ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
исследовать фундаментальные проблемы инновационной педагогики и разработать прикладные технологии, обеспечивающие решение педагогических (теоретических, исторических, прикладных) проблем.
to study the fundamental problems of innovative pedagogy and develop applied technologies providing a solution to pedagogical (theoretical, historical, applied) problems
1. Исследование схемы педагогического мышления. 2. Определение междисциплинарного взаимодействия специалистов инклюзивного образования. 3. Описание опыта построения цифрового Университета 4.0 на примере стартап-университета онлайн "Минерва" США. 4. Описание опыта применения технологий искусственного интеллекта в цифровом образовательном пространстве Китая. 5. Проведение сравнительно-сопоставительного исследования синтаксических конструкций русского и китайского языков с целью улучшения методики обучения китайских учащихся. 6. Определение проблем и перспектив развития дополнительного профессионального образования в условиях введения новых профессиональных стандартов педагогической деятельности. 7. Исследование современных моделей университетов.
1 Обоснована идея преодоления европоцентризма в педагогике. 2. Результаты проведенного на факультете педагогического образования исследования указывают на необходимость расширения образовательных модулей и программ, направленных на повышение информационной грамотности и культуры педагогов и преподавателей вузов. 3 Уточнено понятие опережающего образования в цифровую эпоху, понимаемого как модель образования, характеризующаяся укоренениемв сознании преадаптивного мировоззрения, которое способствует защищенности от различных форм социальной турбулентности, нацеливает человека на динамичную смену профессиональных стратегий, перманентное обучение и переобучение на основе научно-технологических достижений, повышая его востребованность на рынке труда XXI в. 4 В качестве основного метода преодоления феноменологического кризиса в педагогике предложено использовать практический опыт ФПО МГУ, состоящий в построении воспроизводимого опыта не на педагогическом мышлении. 5. С целью коррекции воспитательной позиции родителей разработаны и проведены просветительские занятия с родителями школьников по темам здоровья и здорового образа жизни и правильного повседневного использования гаджетов детьми. Разработаны и апробированы рекомендации по сотрудничеству с родителями для педагогов, реализующих инклюзивное образование. 6. Проанализирована миссия Университета в контексте исторического развития.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Инновационный подход к деятельностной педагогике |
Результаты этапа: В рамках группы исследований по теме "Инновационная педагогика, были получены следующие результаты. 1. В ходе последовательного, дихотомического деления объема понятия «образовательное пространство», представлены четыре класса образовательных пространств: - естественное; - авторитарное; -манипулятивное; -свободное. Естественное образовательное пространство человеком не проектируется, но как предмет исследования, является источником знаний об образовательном процессе, источником, который может быть призван пополнить арсенал педагогических средств. Особенности проектирования в манипулятивном образовательном пространстве следующие. Первый вариант проектирования предполагает что, именно педагог направляет процесс целеполагания и приводит образующегося к постановке цели, нужной самому педагогу. Второй, проект предполагает выбор образующимся цели (темы, профиля), из тех, которые педагог считает допустимыми. Третий вариант, образующийся строит «собственный» проект и затем достигает цели, но, что самое главное, как бы по сопричастности добивается образовательной цели, необходимой педагогу. Основная особенность проектирования в авторитарном образовательном пространстве состоит в том, что у педагога возникает замысел, проект, а образующийся должен принять участие в его воплощении, даже рефлексия освоенного происходит не всегда. Основная особенность проектирования в свободном образовательном пространстве состоит в том, что образующийся осознанно, опираясь на внутренние основания, сам готовит свой замысел, образовательный проект, а затем реализует его на практике, возможно, привлекает и педагога для достижения поставленной цели. Основываясь на разработанныхположениях теории образовательного пространства, педагог получает возможность конструировать сложноорганизованную последовательность образовательных пространств. 2. Арт-педагогика - востребованная область деятельности, которая не имеет однозначного истолкования и представляет собой некую системно-интегрированную область, которая объединяет в себя образование и воспитание средствами искусства или с более широким использованием спектра приёмов и методов, опирающихся на творчество и креативное мышление. Можно сказать, что данная область представляется новой тенденцией в педагогике и находится еще на стадии формирования своего предмета. 3. Выделены пять основных факто- ров, в той или иной степени влияющих на актуализацию конкретной груп- пы педагогических рисков. Первый фактор связан с напряженностью пси- хической и физической деятельности и в большей степени регули- рует группу индивидуальных рисков. Вторым факто-ром выступает неэффективное коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими субъектами образовательного процесса. Третий - мотивационный фактор. В своем проявлении он влияет как на группу социальных рисков, так и на группу индивидуальных педагогических рисков.В качестве четвертого фактора, регулирующего группу индивидуальных педагогических рисков, выделяется неудовлетворенность педагога, которая часто вызвана отсутствием условий для самовыражения, самореализации и саморазвития, недостаточным оснащением рабочего места. Пятым фактором является информатизация образовательного процесса, которая актуализирует в большей степени риски «окружающей среды», но при этом в достаточной степени воздействует и на индивидуальные, и на социальные педагогические риски. 4. В настоящее время в системе российского высшего образования нет единого понимания понятия тьюторства. Обнаруживается сильное расхождение в понимании тьюторства в рамках научных теорий и практической деятельностью тьюторов в вузах. 5.Для того, чтобы создать систему междисциплинарного экологического знания для педагогов, нужно- Конкретизировать основные экологические идеи, науч ные и этические понятия в системах фактов глобального, регио нального и локального уров- ней; - Использовать в целостном педагогическом процессе формы, методы и приемы, обеспечивающие единство и взаимо связь научного, нравственно- эстетического и практического от ношения к природе. 6. Дана характеристика содержания деятельности институтов воспитания, существовавших в традиционном африканском обществе и указаны причины, обусловившие сохранение до наших дней этой «пережиточной» формы культурной жизни народов Тропической Африки. Общественный характер воспитания, многообразие его целей, тесная связь с жизнью которая делала его чрезвычайно конкретным и эффективным, не могут скрыть его архаизма и отсталости. Рассмотрен вопрос о возможностях его эволюции, показано, что такая эволюция имела место даже в тех исключительно неблагоприятных условиях, которые сложились в результате развития массовой работорговли и установления колониального режима. На основе введения в научный оборот новых (преимущественно португальских) источников, впервые в отечественной литературе освещен интереснейший феномен в истории развития образования в Африке южнее Сахары. Показано, что первые школы европейского типа, в том числе и женские, появились в королевстве Конго (Центральная Африка) ещё в конце XV в., причем выдающуюся роль в распространении сыграл царствовавший в 1506 -1543 гг. конголезский монарх Альфонсо I, осуществивший христианизацию королевства. С превращением Африки «в заповедное поле охоты на чернокожих» (К. Маркс) всем начинаниям Альфонсо I был положен конец, и уже к 1550 г. в королевстве не осталось ни одной из школ, действовавших при его жизни. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Актуальные проблемы инновационной педагогики |
Результаты этапа: В рамках исследований по теме «Проблемы инновационной педагогики», были сформулированы следующие результаты. 1. Обоснована идея преодоления европоцентризма в педагогике. Показано, что традиционное африканское воспитание осуществляется в соответствии с различными этапами в физическом и психическом развитии ребенка (это находит отражение в существовании «возрастных классов»). Его ценной чертой является многообразие целей воспитания. В ходе воспитания и обучения осуществляется передача младшему поколению практических знаний и опыта; развиваются физические и умственные способности подростков; им прививаются определенные моральные качества, формируется их характер, т. е. происходит все то, что характерно для нормального педагогического процесса. Все эти черты традиционного африканского воспитания не должны заслонять от нас его ограниченности, связанной прежде всего с уровнем развития общества, в котором оно зародилось и осуществлялось. 2. Результаты проведенного на факультете педагогического образования исследования указывают на необходимость расширения образовательных модулей и программ, направленных на повышение информационной грамотности и культуры педагогов и преподавателей вузов. В первую очередь следует обратить особое внимание на подготовку в области психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, включающей в себя методы по поддержанию интереса, возбуждению потребности в познании; технологии, позволяющие развивать у учащихся навыки самоорганизации и самоконтроля; формирование цифровой культуры, умение осуществлять оптимизированный информационный поиск, отбор и анализ информационных источников, реализацию различных моделей поведения в цифровой среде в соответствии с профессиональной этикой педагога. Современные условия обучения требуют также и изменения методологических подходов, создания дидактических и методических ресурсов для образовательных целей, обеспечивая, таким образом, поддержку вновь появляющимся педагогическим технологиям. В целом сделаны серьезные шаги в области оснащения образовательных организаций современным оборудованием, ИКТ-инфраструктурой и внедрением новейших технологий, однако наблюдается острый дефицит в сфере систематизации, регулирования и эффективного управления данными системами. Для того, чтобы применение цифровых средств было целесообразно, необходим поиск взвешенных и обоснованных подходов к информатизации образования, при этом сама информатизация должна быть ориентирована на решение проблем, связанных с повышением эффективности подготовки обучающихся. 3. Уточнено понятие опережающего образования в цифровую эпоху, понимаемого как модель образования, характеризующаяся укоренениемв сознании преадаптивного мировоззрения, которое способствует защищенности от различных форм социальной турбулентности, нацеливает человека на динамичную смену профессиональных стратегий, перманентное обучение и переобучение на основе научно-технологических достижений, повышая его востребованность на рынке труда XXI в. 4. В качестве основного метода преодоления феноменологического кризиса в педагогике предложено использовать практический опыт ФПО МГУ, состоящий в построении воспроизводимого опыта не на педагогическом действии, а на педагогическом мышлении. Как оказалось, работа с педагогом, посвященная не тому, «что надо делать», а тому, «как надо думать», позволяет получать воспроизводимый результат в типовых условиях педагогических затруднений, связанных прежде всего с педагогической запущенностью обучающихся.Проведено обследование компетентностного подхода на предмет его использования в образовании. Показано, что а) компетентностный подход порожден сменой проблемы; б) компетентность является феноменом; в) компетентность относительна; г) компетентность не наблюдаема, наблюдаемо противоположное свойство – некомпетентность; д) попытки изменять компетентность приводят к качественному изменению представлений, в которых места для понятия компетентности уже не находится. В связи с этим сделан вывод о бесполезности компетентностного подхода для педагогической практики и возможность использовать его только в диагностических целях. 5. Выявлено, что, во-первых, инновационный характер педагогической науки проявляется в отношении к образовательной практике, обеспечивая ее качественные изменения. Во-вторых, в отношении инновационный характер проявляется по отношению к самой себе как сфере исследовательской деятельности, которую научно-педагогическое сообщество превращает в предмет философско-методологического осмысления, совершенствования и развития. 6. Выделение проблем в воспитании современных детей, исследуемые в рамках контент-анализа запросов на консультативные услуги в образовательной организации родителей дошкольников и младших школьников, позволили обнаружить неадекватные позиции родителей в отношении воспитания детей: востребованы темы раннего физического и интеллектуального развития, но остаются без внимания родителей вопросы психического и психологического здоровья и адекватного использования гаджетов в развитии и воспитании детей. С целью коррекции воспитательной позиции родителей разработаны и проведены просветительские занятия с родителями школьников по темам здоровья и здорового образа жизни и правильного повседневного использования гаджетов детьми. В рамках общеобразовательной программы повышения квалификации «Семейная педагогика» проводились исследования установок современных родителей, имеющих детей с ОВЗ, на сотрудничество с образовательными организациями. В ходе наблюдений, бесед и опросов родителей детей разного возраста были изучены параметры родительских позиций и потребности родителей в просветительской, коррекционной и профилактической помощи специалистов в инклюзивном образовании. Выявлены типы родительского отношения и различные позиции сотрудничества родителей, имеющих детей с ОВЗ. Разработаны и апробированы рекомендации по сотрудничеству с родителями для педагогов, реализующих инклюзивное образование. | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Инновационный взгляд на педагогическую действительность |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Педагогические инновации в образовательной среде вуза |
Результаты этапа: 1.Определение проблемного поля концепции цифрового университета. 1.1 Характеристики цифрового информационного пространства соответствуют ключевым свойствам системы: - пространство целостное, имеет развитую упорядоченную структуру - иерархически взаимосвязано (IP-, домен адресация) компоненты - сайты, порталы, компьютерные сети - каждый из которых можно рассматривать как систему, выделяются. Более того, каждый компонент специфичен по своему содержанию; - набор субкомпонентов пространства имеет свойство, которое не может быть сведено ни к одному из свойств его компонентов - результатом взаимодействия этих компонентов является личный опыт взаимодействия пользователь в информационном пространстве, опыт обработки информации; - единство цифрового информационного пространства обеспечивается взаимосвязью его компонентов - любой сайт имеет структурно упорядоченные веб-страницы, любая компьютерная сеть состоит из упорядоченно связанных между собой сайтов; изменения, происходящие в отдельной субструктуре, отражаются в других компонентах и в цифровом пространстве как все; - самодостаточность и управляемость - цифровое информационное пространство входит в структуру современное общество, но само активно влияет на процессы, происходящие в обществе; каждый компонент цифровое информационное пространство уникально, относительно отдельно от других компонентов, что проявляется в относительная стабильность направленности развития и функционирования отдельных сайтов, порталов, сетей; - адаптивность и направленность - цифровое информационное пространство (как и все его составляющие) при сохранении целостность, адаптируется к решаемым задачам, меняется содержание, структура в соответствии с изменением условия окружающей среды и запросы пользователей. Существуя как автономная система, цифровое информационное пространство предоставляет своим объектам-пользователям возможность для самореализации, творчества, саморазвития. 1.2 Суть педагогического взаимодействия в цифровом неконтролируемом информационном пространстве - это создание условий для адаптации этого пространства к потребностям пользователя-субъекта в контексте формирования социально одобряемых морально-этических стандартов поведения в реальной и виртуальной жизни. Наиболее эффективный процесс педагогического взаимодействия в цифровом информационном пространстве произойдет, если возникнет «резонанс» во взаимодействии системы «идентичность пользователя-субъекта информационное пространство и педагогическая система (с входящими подсистемами). Среди условий «педагогического резонанса» во взаимодействии этих систем можно выделить: - «резонанс целей» - «резонанс содержания», «резонанс культур» - «резонанс стратегий» - «резонанс отношений» Выявленные условия «педагогического резонанса» позволяют определить следующие методологические принципы педагогического взаимодействия в цифровом информационном пространстве: - принцип объективной необходимости - принцип субъективности - принцип мультикультурной обусловленности кумулятивного прогрессивного развития - принцип педагогического сопровождения 1.3 Воспитание в высшей школе предстает в качестве процесса формирования у воспитанника системы ценностей, выступающих основанием оценки самых разных объектов и оказывающих влияние на его поведение. Данная характеристика процесса воспитания не ограничивается исключительно формированием нравственных качеств, она оставляет возможность для формирования духовных, социальных, культурных и других ценностей. Мировое образовательное сообщество стремится к приведению университетов к единой формуле, унификации образования, созданию мультиверситетов. Тем не менее в полной мере данная задача не может быть реализована ввиду того, что каждый университет заключает в себе культурные ценности и традиции, транслируемые впоследствии обучающимся. Идентичность университета создает образовательную среду, формирующую мировоззрение и личность будущего профессионала. Воспитательная миссия университета существовала с периода его основания и до сегодняшнего дня. Обесценивая значимость воспитательного компонента, университеты перестанут быть институтами социализации в полном смысле данного понятия, превращаясь в организации по оказанию потребительских услуг. Исторически смена моделей университета была связана не только с приобретением новых возможностей, но и с потерей устоявшихся традиций и смыслов образования. Спустя время многие мыслители того периода возвращались именно к идее воспитания в качестве основной миссии университета. 1.4. Проблема цифровизации образования и геймификации, как её направления, в современном обществе связана также с психологическими особенностями учащихся разных поколений. Важным является учет способов обучения разных поколений. Поколения «Y» (1983-2003 годы рождения) и «Z» (2003- по настоящее время), которое сейчас составляет основную категорию учащихся отличаются от предыдущих поколений по способу восприятия информации: для них характерно «клиповое мышление», которое требует определенной организации в ситуации обучения. В такой роли могут выступать цифровые образовательные технологии. Современные поколения «Y» и «Z» предпочитают игровые формы для получения знаний и навыков. Таким образом, применение геймификации в современном образовании является одним из востребованных и эффективных методов в обучении. 2. Исследование особенностей образовательного пространства в высшей школы. Образовательное пространство университета призвано выступать не только в качестве центра знаний, оно призвано (как, впрочем, и вся система высшей школы) брать на себя и ответственность за развитие общества, за развитие культуры, демократии, диалога в обществе . Необходимость применения категории «образовательное пространство» и его изучение применительно к высшему образованию обусловлено целым рядом внешних и внутренних факторов в отношении развития профессионального образования и подготовки кадров, соответствующих требованиям времени. Цель образовательного пространства университета: достижение высокого качества образования, его соответствия современным и перспективным потребностям личности и государства. Сегодня каждый университет, любая организация высшего образования являет собой поликультурную образовательную среду . В поли- культурном образовательном пространстве университета ключевой фигурой выступает студент, который в процессе обучения вырабатывает умение вести межкультурный диалог, проявлять адаптивность к многокультурной среде, критичность мышления и терпимость к инакомыслию Поликультурное образовательное пространство университета – открытая развивающаяся система, структурные компоненты которой используются субъектами образовательного пространства для освоения и трансляции гуманистических общечеловеческих и профессиональных ценностей, формирования способности к жизнедеятельности в поликультурном информационном обществе. Основными функция- ми поликультурного образовательного пространства университета являются: – реализация задач поликультурного образования в целях формирования и развития у молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране; – развитие поликультурно ориентированной личности, готовой к жизненному и профессиональному самоопределению в поликультурном социуме; – формирование системы ценностных ориентаций, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур; – самосохранение и охрана индивидуальности и субъектности личности; – содействие эффективной адаптации студентов к условиям жизни в современном поликультурном обществе; – формирование и реализация творческого потенциала личности, ориентированной на межкультурный диалог и сотрудничество, через развитие как познавательной, так и социальной активности; – создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи в поликультурном социуме. 3. Определение особенностей формирования профессиональной этики педагога. Выделено проблемное поле в области профессиональной этики педагога, в связи с переходом на дистанционную форму обучения. Рассмотрены вопросы, связанные с мотивацией обучающихся, правилами поведения в онлайн среде и коммуникативными практиками, техническими особенностями реализации процесса обучения. Показано, что вопросы трансформации традиционных правил и коммуникативных практик педагога и обучающихся заслуживают первостепенного внимания. Отмечается, что использование дистанционного формата обучения в современных условиях, приводит к необходимости разработать правила и рекомендации «онлайн этикета» для всех участников образовательного процесса. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с выстраиванием личных границ, восстановлением персональной коммуникации педагога и учащихся, а также организации образовательного процесса, способствующей повышению мотивации обучающихся. 4. Выделение принципов проектирования интерактивного учебного занятия в условиях ИКТ. Рассмотрены новые образовательные модели, подходы и технологии. Представлены две концепции отношения к профессии учитель, которые существуют в западной и отечественной футурологии и философии образования (М. Каку и Н. Эпштейн). Обозначены два сценария развития современной цивилизации: оптимистический и пессимистический с точки зрения соотношения органического и неорганического, естественного и искусственного в дальнейшей эволюции человечества и роли педагогического образования в развитии позитивного сценария общественной жизни. Дана характеристика поколенческого разрыва учитель – ученик, преподаватель - студент. Указаны его основные типы: ментальный, мировоззренческий, технологический. Представлены статистические данные относительно возрастного статуса российских учителей школ и преподавателей вузов. В связи с этим подчеркивается разноуровневая оснащенность современными технологиями современных учителей и преподавателей и представителей поколения центениалов, которые часто увлечены геймификацией. Данное увлечение успешно адаптировано в западной педагогической практике с целью переосмыслить традиционные модели обучения и их обновление за счет инновационных ресурсов, существующих в известных видеоиграх. Приведен конкретный пример использованием в качестве инновационного образовательного ресурса и одновременно средства обучения популярной компьютерной игры «Minecraft» в зарубежной практике, в результате чего у обучающихся формируются устойчивые мультидисциплинарные связи, важные метапредметные навыки. Рассматривается возможность использования элементов цифрового искусства в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования, влияние цифрового искусства на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также значение цифрового искусства для развития личности студентов. Авторы подготовили краткий обзор существующих методик применения элементов цифрового искусства в образовании, в том числе на примере высшей школы, а также провели эксперимент по внедрению элементов цифрового искусства в учебный план дисциплины «Информатика» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение элементов цифрового искусства в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе. При этом показано, что цифровое искусство можно также с успехом применять в обучении специальностям, не связанным напрямую с искусством. 5. Исследование особенностей инклюзивного образования в России и Китае. Инклюзия и эксклюзия выступают как показатели культуры социальных отношений (межгрупповые, внутригрупповые, организационные и межорганизовационные, межличностные и внутриличностные). На всех этих уровнях и во всех этих аспектах инклюзия как культура предполагает переориентацию образовательного и иных инклюзивных процессов с иллюзий идеологических и религиозных рамок, с ограничений и барьеров представлений о себе и мире обывателя, на реалистичную, компетентную, развернутую, осознанную позицию в понимании себя и мира, включая понимание задач человека как индивида и вида. Показано, что существует огромное число психологически важных и трудных моментов обучения людей с ОВЗ, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними. Только при 1) системном анализе возможностей и ограничений разных методов эксклюзирующего и инклюзивного образования, и 2) учете не только неуспешного, но и продуктивного и эффективного опыта отношений и преобразования этих отношений (на внутриличностном, межличностном, межгрупповом и т.д. уровнях), можно достичь действительного и стойкого успеха в образовании людей с ОВЗ, а также совместном обучении людей разных групп, с теми или иными особенностями. В этом контексте важно развивать обыденные и профессиональные представления потребителей и разработчиков «образовательных услуг» о больных и здоровых людях, их «полезности» и отношениях, изменять исследовательские подходы к инвалидизации, к ее профилактике и преодолению. Кроме того, выражен запрос на развѐрнутую, масштабную работу в направлении осмысления необходимых психолого-педагогических и организационно-методических мер, позволяющих учащимся и обучающимся разных типов продуктивно и эффективно учиться, в том числе в дистанционных условиях. Оптимизация и гармонизация отношений в учебных группах и обучении в целом – сложный процесс, в который не могут быть включены только педагоги или психологи, которым «в нагрузку» добавляют и необходимость обеспечения инклюзивных практик. Напротив, необходима развернутая и масштабная работа, направленная на исследования теоретического и «полевого» характера, позволяющие: 1) дифференцировать круг лиц, которые будут считаться «подлежащими инклюзии», а также основные типы изменений, связанные с инклюзивными практиками: существенное обогащение и трансформация нравственной, социальной, психологической и методической составляющих взаимоотношений, в том числе в условиях дистанционного обучения, организация инклюзивной среды как зоны взаимных прав и обязанностей учеников и учителей с ОВЗ и без ОВЗ; 2) определить конкретный для каждой группы лиц и семей лиц с ОВЗ круг проблем (в отношениях самого ребенка или юноши с ОВЗ, его семьи, одноклассников, педагогов и иного персонала) и меры социально-организационного, психологопедагогического и учебно-методического уровня, которые нужно предпринять, чтобы инклюзия была возможной в отношении разных групп детей и юношей с ОВЗ, осмыслить особенности проблем в условиях контактного и дистанционного обучения: необходимо устранять / минимизировать причины нарушений, а не симптомы и последствия, необходима переориентация с инклюзии «симптоматической» на содержательную, с коррекционной на профилактическую, то есть с компенсирующей и реабилитационной на целебно-абилитационную, развивающую 3) определить требующиеся в первую, вторую и т.д. очередь трансформации в подготовке и деятельности педагогов, а также изменения в условиях труда педагогов, психологов. медиков и социальных работников, контактирующих и сопровождающих инклюзивные процессы, включая условия контактного и дистанционного, заочного и очного образования; 4) важно осуществить анализ особенностей (возможностей и ограничений, механизмов и т.д.) инклюзии в условиях контактного и дистанционного, очного и заочного образования. Инклюзивные проекты и подходы в сфере образования могут быть определены как целенаправленная научно-образовательная деятельность, интегрирующая замысел (проблему) стабильного существования (sustainable «development» – стабильного «развития») и социальной интеграции, средства и способы его осуществления (финансово-правовые и культурноидеологические, инфраструктурные и организационные, человеческие (социальный и человеческий капитал) и т.д.) и более-менее специфические, в том числе идиосинкразические практики и итоги деятельности, разворачиваемой в инклюзивной образовательной среде. Эта деятельность осуществляется с целью прогнозирования и удовлетворения текущих и будущих потребностей разных групп потребителей инклюзивного образования на социетальном, организационном и конкретно-практическом уровнях (образовательная организация, включая школьников и студентов, научно-преподавательский состав, родителей и администрацию; государственные программы и институты, регулирующие сферу науки и образования; «рынок» образования и рынок труда; международное и национальное сообщество). Эксклюзивные проекты и подходы в образовании – система, интегрирующая замыслы осознающего себя (рефлексивного) и реализующего себя (развивающегося) сообщества, средства и способы его осуществления (финансовоправовые и культурно-идеологические, инфраструктурные и организационные, человеческие (культурный и креативный капитал) и т.д.) и более-менее специфические, в том числе уникальные и общеизвестные практики и итоги деятельности, разворачиваемой в эксклюзивной образовательной среде. Эта деятельность осуществляется с целью коррекции и развития текущих и будущих потребностей разных групп потребителей эксклюзивного образования на социетальном, организационном и конкретнопрактическом уровнях. Эксклюзивное образование направлено на то, чтобы помочь сообществу. Если задачей инклюзии является стабилизация (формы, структуры и содержания) отношений в сообществе и обеспечение задач социально-экономического роста, в том числе поддержка кастовой системы социальной стратификации, то задачей эксклюзии в современном сообществе является поддержка развития (трансформации форм, структуры и содержания отношений внутри и вне) сообщества, обеспечение задач духовно-нравственного роста и поддержка. Однако инклюзивные и эксклюзивные аспекты образования тесно перемешаны – и на уровне декларируемых, и на уровне реальных целей, а также конкретизирующих их форм, структур и содержания. Рассмотрены цели и задачи инклюзивной практики профессионального образования в Китае. Такие проблемы как: правовая база защищенности для инвалидов; недостаточная подготовленность специалистов к осуществлению инклюзивного образования в коммуникативной среде, информационно-цифровой культуре, на теоретико-методическом, организационно-образовательном, социально-экономическом, личностно-психологическом и профессионально-идеологическом уровнях; не хватает опыта преподавания и управления в инклюзивном классе; нет программ и синхронизации дисциплин нацеленных на облегчение адаптации лиц с ООП; весьма слабая система психолого-педагогической поддержки; даже отсутствует осведомленность об инклюзивном (вузовском) образовании и пр. Решение этих задач позволит обеспечить замысел реализации инклюзивного образования, заложенный в человеческой гуманности. | ||
5 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Механизмы внедрения педагогических инноваций |
Результаты этапа: В ходе проведения исследования были получены следующие результаты: 1) Формирование и осуществление образовательного пространства – основа создания индивидуальной образовательной траектории развития человека как личности, партнера и профессионала. Жизненный успех – приоритетная цель формирования и осуществления образовательных траекторий, может быть понят лишь в единстве успеха внешнего (самореализации) и внутреннего (самоактуализации). Индивидуальная образовательная траектория – основа субъектного образовательного маршрута студента – будущего специалиста. Образовательное пространство-время – система взаимодействия всех компонентов, влияющих на становление человека как личности, партнера и профессионала в образовательном учреждении. Это – пространство и время, (транс)формирование которого происходит на пересечении набора тенденций, обеспечивающих ту или иную меру обученности и воспитанности (развития) объекта, раскрытия и осуществления его индивидуальных черт как личности, партнера и профессионала, становления и развития системы ценностей, способствующих самореализации и самоактуализации. Качественная траектория формируется тогда, когда продвижение в индивидуальном образователь- ном маршруте будущего педагога и в контексте общего, и в контексте дополнительного образования строится по нескольким линиям одновременно: личностного и партнерского развития, учебного и профессионального становления. 2) Описаны проблемы современного высшего образования, связанные с нынешними вызовами со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, а также её влиянию на развитие общества и образования в целом. Проанализированы три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). Подробно проанализирован опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. Проведен анализ основных особеннстей цифрового университета-стартапа «Minerva», выявлены причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определены как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представлена логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов. 3) Проведен сравнительный анализ между иностранными студентами, обучающимися в российских и китайских вузах на предмет предпочтений в использовании современных информационных технологий, а также способа взаимодействия с преподавателем при изучении русского языка. В исследовании приняли участие 417 иностранных студентов из российских и китайских вузов. Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод опроса, метод сравнительного анализа. Для установления статистически достоверных различий между двумя группами использовался критерий φ-Фишера.Результаты. Иностранные студенты из российских вузов используют учебные видео по русскому языку чаще, чем студенты из вузов Китая (φэмп = 3.591; p < 0,01). Образовательной платформой Coursera чаще пользуются студенты, обучающиеся в китайских вузах (φэмп = 3.632; p < 0,01). Мобильные приложения чаще используют студенты китайских вузов (φэмп = 4.048; p < 0,01). Значимых различий между двумя группами в частоте использования голосовых помощников, сервисов онлайн-экскурсий и виртуальных путешествий, образовательных сред, веб-квестов и учебных подкастов в ходе исследования не выявлено. Исследование предпочтений студентов в выборе способа взаимодействия с преподавателем показало, что 70% нравится общаться с преподавателем в мессенджерах и 52% опрошенных готовы коммуницировать с преподавателем при помощи видеоконференции. Однако в среднем 85% ответили, что предпочитают изучать русский язык в аудитории. | ||
6 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Актуальные проблемы педагогических инноваций и практик образования |
Результаты этапа: | ||
7 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде |
Результаты этапа: | ||
8 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс |
Результаты этапа: | ||
9 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. | Инновации в среднем и высшем образовании: перспективы и риски |
Результаты этапа: | ||
10 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2026 г. | Этап 6 |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".