Особенности внутренней и внешней политики России в условиях глобальных вызововНИР

Features of domestic and foreign policy of Russia in the context of global challenges

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Особенности внутренней и внешней политики России в условиях глобальных вызовов
Результаты этапа: Выполненная в 2020 году научно-исследовательская работа позволила сформулировать следующие выводы: 1. В современной России происходят изменения в основных подходах реформирования российского общества, в акцентах в стратегии проведения внешнеполитического курса. Этот процесс охватывает различные сферы общественной жизни, но проходит сложно и противоречиво. Негативное влияние на его развитие оказывает антироссийская политика ряда западных государств и соответствующие глобально-информационные процессы. 2. Как показывает настоящее исследование, хорошо развитый «третий сектор», транснациональные элиты стремятся превратить в России в эффективный противовес национальному государству. Поэтому они активно финансируют и поддерживают его деятельность в России, поскольку противопоставление «третьего сектора» и национального государства ослабляет их, как основных конкурентов транснациональных элит на мировой арене. 3. В России успешно развивается гражданский активизм. Перспективными являются интернет-коммуникации, представляющие собой новую модель практик гражданского активизма, их консолидации. Практики гражданского интернет-активизма несут перспективный импульс трансформации политической действительности, что поможет формированию эффективной коммуникации между властью и обществом, а также повысит интерес россиян к политике. Рост сетевого гражданского активизма способствует увеличению количества инициатив, что, в конечном итоге, приведет к общему повышению качества человеческого капитала и использования его как фактора социально-экономического развития в России. Гражданские инициативы являются активизирующим фактором населения, приобретают публичную ценность и быстро переходят в категорию политического. Сетевые гражданские инициативы формируют важные векторы развития гражданского общества в России, которые трансформируют сложные формы общественного развития посредством включения постматериальных публичных ценностей. 4. В 2020 году кафедра проводила исследование по теме «цифровое правительство». которое показало, что формирование «инновационного уклада» сопровождается новыми явлениями в политической и экономической сферах. Подобные процессы связаны с современными вызовами научно-технического прогресса, кардинальными инновационными преобразованиями и, конечно же, с цифровизацией управления и экономики. Их воздействие на общественную жизнь очень велико и требует глубокого концептуального осмысления, оценки развития, последствий и перспектив, учета социокультурных и исторических особенностей развития России. От этого зависит эффективность управления не только экономическими процессами, но и всеми сферами жизни общества. В этой связи на повестку дня встаёт вопрос о современной модели управления, а именно функционирования модели «цифрового правительства» в условиях построения национальной инновационной системы, её возможностей и пределов, преимуществ и недостатков. 5. Главными задачами российской внешней политики сегодня являются обеспечении суверенитета, упрочении позиций России, как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. К такому заключению приходят кафедральные исследования 2020 года в этой области.
2 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Особенности внутренней и внешней политики России в условиях глобальных вызовов
Результаты этапа: Выполненная в 2021 году научно-исследовательская работа позволила сформулировать следующие выводы: 1. В современной России изменяются подходы к проведению социально-экономической политике во внутренней политике. Внутренняя политика становится более национально ориентированной. Этот процесс охватывает различные сферы общественной жизни, но проходит сложно и противоречиво. Негативное влияние на его развитие продолжают оказывать антироссийская политика ряда западных государств и соответствующие глобально-информационные процессы. Во внешней политике России все большее значения приобретает необходимость обеспечения национальной безопасности страны на международной арене. 2. Как показывает настоящее исследование, правящая элита, исходя из своих долговременных интересов и сложившихся в конкретной стране политических традиций, может в большей или меньшей степени руководствоваться принципам демократии. При такой системе многие граждане понимают свою незначительную общественную роль. Но это не вызывает с их стороны серьезных протестов, т.к. в период проведения избирательных кампаний у них сохраняется возможность открыто выразить властям свое негативное мнение по тем вопросам внутренней и внешней политики, с которыми они не согласны. Поскольку правящая элита полностью не может игнорировать общественное мнение, опасается конкуренции со стороны элитных группировок, находящихся в оппозиции, или контрэлиты в демократических системах неизбежен компромисс между правящей политической элитой и основной частью рядовых граждан. Мировой исторический опыт стран демократии показал, что такой компромисс является прочной основой их политической системы, если в этих странах сформировалась устойчивая традиция переговорного процесса, в ходе которого решаются все важнейшие государственные вопросы. Реальная демократия существует там, где правящая политическая элита в обмен на поддержку со стороны рядовых граждан соглашается на контроль с их стороны (формы контроля могут быть разными), отказывается от возможности лишения масс активности, как субъекта текущего политического процесса. Соответственно вся политическая деятельность в обществе строится строго на основе закона. 3. В современном мире транснациональные корпорации, принадлежащие транснациональным элитам, имеют огромные активы в мировой, в том числе и российской экономике, что приносит им ежегодно большие прибыли. Их влияние распространяется не только на экономику и финансы, но и на мировую политику. В условиях развития глобально-информационного общества ни одна страна не может развиваться изолированно и сотрудничества с транснациональными элитами, которое в некоторых отношениях может быть полезным для национальных государств. Однако для России, как и для других стран в этих условиях принципиально важно, чтобы данное сотрудничество было взаимовыгодным, не позволяло транснациональным элитам поставить под свой полный контроль мировую экономику и политический процесс, превратить национальные государства в свой политико-экономический придаток. 4. В 2021 году кафедра продолжала исследования по теме цифровизация российского общества. В результате была предложена концепция архитектуры построения цифрового гражданства, которая заключается в поэтапном внедрении цифровых сервисов: 1) внедрение платформенных решений в сферу государственного управления: предоставление государственных услуг в цифровом формате, запуск Единого портала государственных услуг; 2) увеличение количества предоставляемых государственных услуг в онлайн-формате, запуск Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА); 3) создание цифрового профиля гражданина РФ, запуск цифровых суперсервисов на площадке ЕСИА, внедрение электронного паспорта гражданина РФ. Архитектура цифрового гражданства связана с развитием следующих параметров: «государство как платформа», широкомасштабное использование электронного голосования, внедрение цифрового профиля гражданина и электронного паспорта. Были раскрыты новые возможности сквозной коммуникации, и выделил важные элементы цифрового гражданства (цифровая грамотность и цифровая безопасность), а также исследованы факторы риска цифрового гражданства. 5. В области изучения нацстроительства и региональной политики в современной России предложены основные элементы концепции государственной политики нациестроительства. Раскрыта нормативная база нациестроительства и сферы реализации государственной политики нациестроительства. Определены методы и технологии по продвижению государственной политики нациестроительства в современной России. Представлены предложения по сохранению культурного наследия национальных меньшинств. Исследование региональной идентичности показало, что она связана с развитием субнационального пространства, с его экономическими, социальными и политическими характеристиками. Региональная идентичность выступает связующим звеном, так как данный феномен объединяет настроения и интересы социальных групп вне зависимости от социального происхождения и этнической принадлежности. Установлена связь региональной идентичности с этничностью и субнациональными границами. Она выступает основным фактором формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности. 6. Основной целью внешней политики России сегодня стало предотвращение попыток военной конфронтации в мире, особенно с использованием новейших образцов вооружения. Акцент в российской внешней политике делается на обеспечение национального суверенитета, упрочении позиций России, как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. К такому заключению приходят кафедральные исследования 2021 года в этой области.
3 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Особенности внутренней и внешней политики России в условиях глобальных вызовов
Результаты этапа: Выполненная в 2022 году научно-исследовательская работа позволила сформулировать следующие выводы: 1. В современной России внутренняя политика становится более национально ориентированной. Этот процесс охватывает различные сферы общественной жизни, но проходит сложно и противоречиво. Негативное влияние на его развитие продолжают оказывать многочисленные западные санкции в Отношении России и прямая конфронтация России и США и коллективным Западом на фоне глобально-информационных процессов. Во внешней политике России приоритетное значения имеет необходимость обеспечения национальной безопасности страны на международной арене. 2. Как показывает настоящее исследование, правящая элита, исходя из своих долговременных интересов и сложившихся в конкретной стране политических традиций, в условиях становления цифрового общества может в большей или меньшей степени руководствоваться принципам демократии. При такой системе многие граждане понимают свою незначительную общественную роль. Но это не вызывает с их стороны серьезных протестов, т.к. в период СВО на Украине подавляющее большинство граждан сплачивается вокруг политического руководства страны, а власть принимает меры по смягчению негативных социально-экономических последствий в стране в период глобальной турбулентности. 3. В современном мире транснациональные корпорации, принадлежащие транснациональным элитам, имеют огромные активы в мировой, в том числе и российской экономике, что приносит им ежегодно большие прибыли. Их влияние распространяется не только на экономику и финансы, но и на мировую политику. В условиях развития глобально-информационного общества ни одна страна не может развиваться изолированно и сотрудничества с транснациональными элитами, которое в некоторых отношениях может быть полезным для национальных государств. Однако для России, как и для других стран в этих условиях принципиально важно, чтобы данное сотрудничество было взаимовыгодным, не позволяло транснациональным элитам поставить под свой полный контроль мировую экономику и политический процесс, превратить национальные государства в свой политико-экономический придаток. 4. В 2022 году кафедра продолжала исследования по теме цифровизация российского общества. В результате был сделан вывод, что цифровизация предстаёт в качестве целой серии процессов, которые разворачиваются в современной общественно-политической действительности, и траекторий цифровой трансформации властных отношений. Сам процесс цифровизации следует рассматривать как многоуровневую модель, которая включает: - инструментальный уровень, т.е. смену аналоговых технологий на сквозные цифровые инструменты; - институционально-нормативный уровень, в рамках которого, с одной стороны, происходит формирование, развитие и становление нового институционального каркаса общественно-политического порядка, а с другой – протекают изменения нормативных оснований общественно-политического порядка, инициированные возникновением новых форм и видов отношений. Ключевыми общественно-политическими проектами являются: сервисная парадигма, доктрина платформенных решений, цифровой этатизм; - уровень цифровых кодов и алгоритмических решений, последние выступают основополагающим каркасом, на котором осуществляется машинное обучение, реализуется внедрение цифровых технологий в общественную жизнедеятельность, выстраивается взаимодействие в киберпространстве, кодируются параметры и характер виртуальной коммуникации и т.д. В данном измерении процессы цифровизации общественно-политических процессов условно следует разделить на три основных направления: технологическое, конвергационное и трансгуманистическое. Кроме того, ключевым трендом трансформации общественно-политической организации и властных отношений сегодня выступает формирование цифровых властных элит, поскольку с наступлением цифровой эпохи появился запрос на смену правящей элиты, которая бы соответствовала требованиям нового времен, стала бы драйвером цифровых преобразований. Поэтому формирование цифровой элиты является закономерным, отвечающим современным условиям развития мировой цивилизации. Под цифровыми элитами следует понимать сегодня владельцев транснациональных IT компаний, которые господствуют на мировом IT пространстве и стремятся на основе новейших цифровых технологий создать систему глобального управления. В процессе развития цифрового общества разворачивается острая борьба между международными IT гигантами и государственными корпорациями за контроль над его формированием. 5. В области изучения нациестроительства в современной России рассмотрены исследовательские традиции, теоретико-методологические подходы, история, современная практика и перспективы этнополитики. Дан анализ историографии по вопросу национальной политики, представлены различные концепции и программы. Определены особенности советской национальной политики и становлению новой модели взаимоотношений между народами в современной полиэтничной России. Предложены основные элементы концепции государственной политики нациестроительства. Раскрыта нормативная база нациестроительства и сферы реализации государственной политики нациестроительства. 6. Развитие ситуации в первые десятилетия XXI века убедительно свидетельствуют о том, что перспективы развития России как суверенного государства во многом зависят от четко выстроенной собственной внешнеполитической стратегии, от способности государственной власти проводить внешнюю политику, отвечающую нашим национальным интересам. Основными направлениями внешнеполитической стратегии можно определить: - своевременное, объективное прогнозирование развития внешнеполитической ситуации и определение геополитических угроз стабильности в современном мире; - определение общепринятых в Российской Федерации критериев эффективности внешней политики, их пороговых значений, выработку комплекса мер и механизмов обеспечения ее геополитической безопасности; - организацию совместной работы законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на разработку и реализацию внешнеполитической стратегии России в новых исторических условиях; - создание и развитие мощного военного потенциала государства, как средства поддержки внешнеполитических действий Российской Федерации; - укрепление статуса Российской Федерации как суверенного государства в полицентричной системе международных отношений; - переход к инновационному типу социально-экономического развития, к новой инновационной экономике, как необходимой основы внешней политики Российской Федерации; - формирование региональной, в перспективе – макрорегиональной, коалиции государств – союзников России.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".