Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условияхНИР

Extreme psychology: the influence of acute, traumatic and chronic stress; socio-psychological aspects of emergency and extreme situations; theory and practice of mental health in extreme conditions

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа: 1. Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) - 5 2.Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных Scopus - 0 3.Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ - 0 4.Количество публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Google Scholar, European Reference Index for the Humanities, MathSciNet и др.) - 0 5. Количество полученных результатов интеллектуальной Деятельности (РИД) - 0 6. Количество защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук - 0
4 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа: 1. Обеспечение надежности персонала, работающего в особых условиях. Представили систему реализации психологического сопровождения (психологическая и психофизиологическая диагностика; психологическая подготовка; психологическая профилактика и коррекция специалистов, работающих в особых условиях) на примере системы МЧС России, с точки зрения сохранения профессионального здоровья как состояния регуляторных свойств организма, физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающего высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное долголетие (Тимофеева Л.Н.). Начали работу по подготовке профессионального стандарта «Психолог в служебной деятельности» (Голубева О.Ю. и коллеги). 2. Психологическая и психофизиологическая диагностика. Выделили профессионально важные качества, детерминирующие эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявили взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определили психологические показатели, отличающиеся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности (Тарасова А.А., Шойгу Ю.С.). Начали работу по оценке устойчивости индивидуально-психологических характеристик во времени у специалистов МЧС России, которая поможет проводить своевременные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия для поддержания продуктивности профессиональной деятельности и сохранения психологического здоровья (Тарасова А.А.) 3. Психологическая подготовка. Продолжили работу по анализу ошибок при оказании первой помощи и психологической поддержки пострадавшим при различных состояниях и травмах на примере участников Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» 2015-2019 гг. (Марченко Е.В.). Провели работу по разработке и публикации методических сценариев по содержательным аспектам проведения групповых занятий (в том числе с использованием активных методов обучения при проведении мероприятий), предназначенных для специалистов психологической службы МЧС России, задействованных в проведении методических занятий (Марченко Е.В.). 4. Медико-психологическая реабилитация. Провели исследование и опубликовали первые результаты модели интегральной оценки здоровья специалистов МЧС России для применения в рамках медико-психологической реабилитации (исследование проводилось в два этапа: оценка показателей функционального состояния специалистов МЧС России, проходивших медико-психологическую реабилитацию и статистическая обработка данных). Первым результатом исследования стала регрессионная модель, включающая 10 показателей, оказывающих наибольшее влияние на общий уровень здоровья специалистов МЧС России: индекс массы тела (X1), время задержки дыхания на вдохе (X2), силовой индекс (X3), уровень силы нервной системы (X4), уровень стабильности реакций (X5), уровень безошибочности (X6), показатели монотонии (X7), стресса (психоэмоционального напряжения) (X8), реактивной тревожности (X9) и индекс напряжения (X10) (Шойгу Ю.С., Цыбуля В.И.). 5. Работа по сопровождению АСДНР (диагностика, коррекция и минимизация отдаленных последствий). Рассмотрели процесс построения системы информирования в условиях пандемии с точки зрения психологических аспектов информационного обеспечения и оказания информационно-психологической поддержки населению, ответили на вопросы необходимости психологического просвещения как основополагающей составляющей в формировании знаний населения о психологическом благополучии и психическом здоровье, возможностях и способах его сохранения (Тимофеева Л.Н.). Рассмотрели построение системы информирования в условиях чрезвычайной ситуации с точки зрения комплекса мероприятий, направленного как на стабилизацию обстановки, так и влияющего на общий эмоциональный фон населения в период пандемии, с акцентом на реализации задач в области психологического просвещения населения (Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С.). Представили анализ работы специалистов-психологов в рамках реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с эвакуацией населения и размещением в пунктах временного размещения. Провели анализ чрезвычайных ситуаций по нескольким характеристикам (тип, масштаб, внезапность чрезвычайной ситуации) и сделали выводы о наличии связи между этими характеристиками и особенностями поведения и реагирования пострадавших, размещенных в ПВР. Описали факторы, которые влияют на развитие негативных и дезадаптивных реакций пострадавшего населения, а также описали основные направления психологической работы (Кармилова М.Е., Курилова Е.В. и коллеги). Описали психологические особенности населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, а также столкнувшегося с эвакуацией и пребыванием в пунктах временного размещения. Рассмотрели ситуации, которые отличаются по ряду характеристик, что позволило связать различие интенсивности реакций с условиями происшествия (Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н. и коллеги). Описали особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях, выделив три условных тематических блока: особенности ситуации; переживающий утрату (пострадавший); специалист. Рассмотрели процесс реализации системного подхода к оказанию экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях (Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н. и коллеги). Представили результаты исследования этнокультурных особенностей совладания с трудными и экстремальными ситуациями у карачаевцев и черкесов. Проверили предположение о наличии уникальных для этноса моделей реагирования в трудной ситуации, связанных с ценностями и традициями народа. Предложили рекомендации по организации и оказанию экстренной психологической помощи представителям данных этнических групп с учетом выявленных паттернов. Представили данные, связанные с когнитивными процессами при столкновении с трудными жизненными ситуациями (Курилова Е.В. и коллеги). Опубликовали промежуточные результаты исследования, направленного на поиск приемов и техник когнитивно-бихевиорального психотерапевтического подхода, которые бы отвечали целям и задачам оказания экстренной психологической помощи, являлись экологичными для применения в условиях чрезвычайной ситуации (Курилова Е.В. и коллеги). Представили часть результатов предварительного исследования совладания с трудными и экстремальными ситуациями представителями абазин, а именно – результаты анализа средних значений и корреляционный анализ категорий методик «Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций» и «Опросника способов копинга» для трудных межличностных и экстремальных ситуаций (Курилова Е.В. и коллеги). 6. Пенитенциарная психология. Изучили и опубликовали результаты того, как именно показатели психического здоровья и эмоционального состояния несовершеннолетних осужденных связаны с воспринимаемой и получаемой социально-психологической поддержкой со стороны психологов и воспитателей колоний в сравнении с поддержкой от других категорий. Сформулировали различия в представлении социально-психологического портрета трудного подростка у студентов психологического и юридического профиля обучения. Разработали, апробировали и опубликовали методику организации и проведения воспитательных мероприятий с осужденными к принудительным работам. Сделали акцент на социально-психологических особенностях установления контакта с несовершеннолетним правонарушителем. Сделали акцент на особенностях подготовка пенитенциарных психологов к работе с несовершеннолетними осужденными. Перечислили новые формы работы с молодежью в организации патриотического воспитания. Представили особенности организации психологического обеспечения ВИЧ-инфицированных осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Продумали организацию воспитательной работы со студентами с учетом мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ. Описали современные требования к подготовке специалистов-психологов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. (Ушков Ф.И. и коллеги). 7. Презентация работы автоматизированных информационных систем. Приняли участие в работе круглого стола, представив работу двух систем: специализированного программного комплекса психологической службы ФСИН России «Автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога» и психологической службы МЧС России АИС «Психолог» (Ушков Ф.И., Тимофеева Л.Н.)
5 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:
6 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:
7 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:
8 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".