ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Признание необходимости совершенствования системы российских политических институтов является общим местом в нашей политико-правовой литературе. Но в вопросе о формах, сроках, границах выражения этой политической модернизации в конституционном законодательстве, которое является единственным средством надежного программирования предсказуемого результата такого масштаба, нет единства. Между тем, логика идеалов действующей Конституции РФ при строгом, беспристрастном и профессиональном анализе отвечает на эти вопросы довольно определенно. По крайней мере, резко сужает диапазон решений, исключая радикальные и неуместные отклонения. Однако базовый вопрос в формировании цельной и долгосрочной стратегии, реализация которой была бы посильна, неизменна и предсказуема, заключается в правильном выборе последовательности и размерности шагов. Взаимосвязанность функционирования политических институтов указывает на то, что неверное начало работы влечет за собой цепную реакцию следствий, которые меняют исходный ландшафт конституционно-правовых отношений и делают каждый следующий шаг все менее уверенным в изменившихся условиях. Данный пробел и призвано заполнить настоящее исследование, что обусловливает его актуальность и научную новизну. Значимость соответствующих научных разработок связана с появлением четкого обоснования и прозрачного представления не только в отношении решающих факторов модернизации политических институтов, которые имеют первостепенное значение на текущем этапе развития российской государственности, но и по поводу последовательности шагов. В отечественной литературе пока нет в наличии глубоких специальных исследований, посвященных строгой очередности шагов по модернизации политических институтов в имеющихся в настоящее время в России условиях, которые бы совмещали в себе четкость и краткость научных обоснований с убедительностью выводов. Знание истории или факторов политической модернизации ничего не даст реальной политической практике, в то время как понимание последовательности изменений, которые гарантируют их дальнейшую стабильность и устойчивость к бюрократической инерции или недостатку ресурсов, является нетривиальной задачей для российской политико-правовой науки. Базовой областью научного поиска является конституционно-правовое знание (теоретическое и практическое, отечественное и зарубежное, сравнительное и историческое), а также знание в области смежных социальных наук, таких как теория государства и права, политология и социология. Результатами проекта, являются, среди прочего,научно обоснованные выводы: - об оптимальной последовательности конституционной модернизации российских политических институтов в текущих условиях; - об основных критериях, факторах и условиях выбора такой последовательности; - о допустимых формальных и содержательных границах конституционной модернизации; - о перспективных механизмах политико-правовой инфраструктуры ротации и воспроизводства власти, которая консолидировала бы политическую элиту как в центре, так в регионах для решения сложнейших управленческих задач в условиях ограниченности материальных ресурсов; - о приемлемых в современной правовой традиции способах отражения роли политического лидерства в законодательстве, а также о наиболее эффективных правовых инструментах контроля качества политических элит; - о принципиальных правовых условиях и приемлемых способах использования государственной и негосударственной информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения политического процесса в долгосрочной перспективе; - об основных признаках институциональных политических реформ в различных странах, которые успешно преодолели негативные следствия, характерные для времени политических флуктуаций («кривую Дэвиса», «эффект колеи», «ловушку среднего дохода» и т.д.). Объективировать научный результат проекта планируется в серии публикаций участников проекта в рецензируемых научных изданиях. Также планируется провести апробацию его основных результатов в ходе специального круглого стола (в пределах временных рамок проекта, осенью 2019 г.), а также на ежегодной международно-практической конференции на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (после окончания проекта, в декабре 2019 г.), и далее адаптировать в учебном процессе.
Показать полностьюThe basic question in forming a coherent and long-term strategy, the implementation of which would be feasible, constant and predictable, is the correct choice of sequence and dimension of steps. The correlation of the functioning of political institutions indicates that the wrong beginning of reforms entails a chain reaction of consequences that change the initial landscape of constitutional relations and make next steps less confident in the changed conditions. This study is intended to fillthis gap. The Russian literature does not have special studies on the strict sequence of steps to modernize political institutions in the current conditions in Russia, which would combine the clarity and brevity of scientific studies with the credibility of the conclusions. Knowledge of the history or factors of political modernization will give nothing to real political practice, while understanding the sequence of changes that guarantee their further stability and resistance to bureaucratic inertia or lack of resources is a non-trivial task for Russian political and legal science. The intended results arescientifically based conclusions: - on the optimal sequence of constitutional modernization of Russian political institutions in the current conditions; - on the main criteria, factors and conditions for choosing such a sequence; - valid formal and substantive boundaries of constitutional modernization; - about perspective mechanisms of political and legal infrastructure of rotation and reproduction of the power which would consolidate political elite both in the center, and in regions for the solution of the most difficult administrative tasks in the conditions of limitation of material resources; - on acceptable in the modern legal tradition ways of reflecting the role of political leadership in the legislation, as well as the most effective legal tools for quality control of political elites; - on the principal legal conditions and acceptable ways of using state and non-state information technological infrastructure to ensure the political process in the long term; - on the main features of institutional political reforms in various countries that have successfully overcome the negative consequences characteristic of the time of political fluctuations.
Показать полностьюРезультатами проекта, которые планируется объективировать в серии научных публикаций и мероприятий, являются научно обоснованные выводы: - об оптимальной последовательности конституционной модернизации российских политических институтов в текущих условиях; - об основных критериях, факторах и условиях выбора такой последовательности; - о допустимых формальных и содержательных границах конституционной модернизации; - о перспективных механизмах политико-правовой инфраструктуры ротации и воспроизводства власти, которая консолидировала бы политическую элиту как в центре, так в регионах для решения сложнейших управленческих задач в условиях ограниченности материальных ресурсов; - о приемлемых в современной правовой традиции способах отражения роли политического лидерства в законодательстве, а также о наиболее эффективных правовых инструментах контроля качества политических элит; - о принципиальных правовых условиях и приемлемых способах использования государственной и негосударственной информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения политического процесса в долгосрочной перспективе; - об основных признаках институциональных политических реформ в различных странах, которые успешно преодолели негативные следствия, характерные для времени политических флуктуаций («кривую Дэвиса», «эффект колеи», «ловушку среднего дохода» и т.д.). Научная значимость совокупности поставленных задач и предполагаемых результатов обусловлена принципиальной важностью для российской политико-правовой науки наличия четко обоснованного и убедительного представления о последовательности и приемлемых и неприемлемых траекториях развития российских политических институтов, которые находятся в единстве с конституционными установками. В отечественной литературе пока нет в наличии специальных исследований, посвященных строгой очередности шагов по модернизации политических институтов в имеющихся в настоящее время в России условиях, которые бы совмещали в себе четкость и краткость научных обоснований субедительностью выводов. Знание истории или факторов политической модернизации ничего не даст реальной политической практике, в то время как понимание последовательности изменений, которые гарантируют их дальнейшую стабильность и устойчивость к бюрократической инерции или недостатку ресурсов, является нетривиальной задачей для российской политико-правовой науки. Объективировать научный результат планируется в серии научных публикаций участников проекта в рецензируемых изданиях. Также планируется провести апробацию основных результатов научного проекта в ходе специального круглого стола (в пределах временных рамок проекта, осенью 2019 г.), а также на ежегодной международно-практической конференции на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (после окончания проекта, в декабре 2019 г.).
1) Серия публикаций в периодических печатных изданиях по близким темам, в т.ч. об общих условиях и проблемах российской конституционной реформы; 2) В 2014-2016 гг. на базе юридического факультета был реализован крупный научный проект РНФ 14-18-00168 "Формирование правовых гарантий качественного воспроизводства политической элиты в Российской Федерации в контексте совершенствования публично-властных отношений к федеральному избирательному циклу 2016-2018гг." В ходе данного проекта было подготовлено более 10 монографий, часть из которых посвящена проблематике оценки проблем функционирования отечественной политической системы, совершенствования деятельности органов власти и развития российского конституционного законодательства (См. – URL: http://law.msu.ru/node/32765) 3) Другие аналогичные проекты, реализованные научными коллективами кафедры: - РГНФ 12-33-01084 а1 "Конституционная реформа в России в перспективе 2050 года: видение молодых ученых-конституционалистов", 2012-2013; - Минобрнаука России 8263 "2012-1.2.2-12-000-3006-036 "Правовые механизмы обеспечения цивилизованности протестных отношений в современной России" 2012-2013. 4) Научный задел также присутствует в виде научных рабочих материалов участников проекта, которые регулярно проходят апробацию в ходе научных конференций и круглых столов, проводимых на базе МГУ и в других вузах, а также в ходе реализации учебного процесса для разработки общих («Конституционное право РФ») и специальных учебных курсов на юридическом факультете МГУ («Эволюция конституционного законодательства РФ», «Институт президентства» и др.).
Показать полностьюВ проекте выделяются два этапа: 1) подготовительный, начальный (май-август 2019 г.), и 2) завершающий (сентябрь-ноябрь 2019 г.) В начале первого этапа проекта предполагается осуществить ряд мер по организации научно-исследовательского процесса. В том числе предполагается: 1) Проведение детального планирования достижения заявленных результатов научным руководителем проекта. 2) Проведение методологических семинаров для исполнителей проекта. 3) Уточнение распределения функций в рамках отдельных видов заявленных научных результатов. 4) Обеспечение координации между исполнителями. 5) Составление календарного графика с установлением показателей текущего контроля исполнения проекта. (Ответственные: проф. С.А. Авакьян, доц. С.Н. Шевердяев) Далее в ходе первого этапа проекта предполагается: 6) Организация и проведение индивидуальной собственно научной работы (библиографическая работа, анализ доктринальных и нормативных источников, систематизация и классификация объектов исследования, фиксация предварительного научного результата в тексте и т.д.). (Ответственные: все соисполнители в равной степени – в соответствии с распределением научных задач). Второй этап посвящен финализации научных итогов проекта и закреплению его итогов, в т.ч.: 1) Для апробации полученных научных результатов проводится специальный круглый стол на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова с приглашением представителей профильной российской науки, а также представителей различных органов власти. 2) Также для апробации полученных в ходе проекта научных результатов обеспечивается предварительная подготовка к секции ежегодной международно-практической конференции на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (Ответственные: проф. С.А. Авакьян, доц. С.Н. Шевердяев) 3) Осуществляется сведение научных итогов проекта для принятия решения о форме и последовательности их опубликования; 4) Обеспечивается подготовка публикаций участников проекта в рецензируемых научных периодических изданиях (не менее трех). (Ответственные: все соисполнители в равной степени – в соответствии с распределением научных задач). 5) Подготовка итогового отчета по проекту. (Ответственные: проф. С.А. Авакьян, доц. С.Н. Шевердяев) Результативность проекта гарантируется фундаментальностью имеющихся научных разработок университетской школы и существующим научным заделом коллектива исполнителей, а также его опытом успешной работы в подобных научно-исследовательских проектах.
Показать полностьюгрант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 18 апреля 2019 г.-25 декабря 2019 г. | Последовательность конституционной модернизации российских политических институтов |
Результаты этапа: В ходе реализации проекта опубликованы следующие научные статьи по теме исследования: 1. Использование информационных технологий в рамках процесса модернизации российских политических институтов: правовые условия, приемлемые способы, вызовы и риски.-в журнале Конституционное и муниципальное право, издательство Юрист (М.), № 11, с. 18-26 2. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы.- в журнале Конституционное и муниципальное право, издательство Юрист (М.), № 9, с. 3-6 3.Троицкая Александра Алексеевна Об основных критериях, факторах и условиях выбора последовательности конституционной модернизации в сравнительном аспекте.- в журнале Конституционное и муниципальное право, издательство Юрист (М.), № 10, с. 49-60 4. Шевердяев С.Н. Институт конфликта интересов как инструмент контроля качества государственно-властной элиты: конституционно-правовая актуализация вопроса.- в журнале Конституционное и муниципальное право, издательство Юрист (М.), № 11 5. Шевердяев С.Н., Шенфельд А.А.Особенности становления проблемы политической коррупции в качестве темы политико-правовой научной дискуссии.-в журнале Сравнительное конституционное обозрение, издательство Ин-т права и публичной политики (М.), № 5, с. 90-112 6. Шевердяев С.Н. Формы утверждения современных антикоррупционных стандартов в российском конституционном праве.- в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3 7. Старостина И.А.Конституционная направленность обновления власти на основе выборов в современной России.- в журнале Конституционное и муниципальное право, издательство Юрист (М.), № 11, с. 51-56 |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
6 | |||
7 |
|