Система СМИ России: факторы трансформацииНИР

Factors of Transformation for Russian Media System

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Система СМИ России: факторы трансформации
Результаты этапа: Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что в настоящее время отечественная медиасистема переживает период существенных перемен, обусловленных рядом факторов: особенностями теоретического освоения новых медиафеноменов, спецификой развития отдельных отраслей медиаиндустрии, особенностями аудитории Российской Федерации как многонациональной страны и, конечно, технологическими трансформациями. Мы полагаем, что в дальнейшем необходимо продолжать комплексное исследование факторов изменения медиасистемы России, что позволит осуществлять полноценное прогнозирование и, соответственно, управление отечественными массмедиа.
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 2
Результаты этапа: Участниками работ было проведено полномасштабное изучение цифрового неравенства на уровне регионов Российской Федерации, что дает основание говорить о создании методологического и теоретического базиса для дальнейших исследований в этом направлении. Была продолжена работа по исследованию этнических медиа – в частности, была исследована роль государства в создании и распространения этнически окрашенной информации. В русле исследования эффектов цифровизации находится также ряд работ, посвященных вопросам распространения и адаптации видеоконтента в онлайне – авторам удалось выявить наиболее распространенные в современных условиях форматы, а также практики потребления. Также важным результатом деятельности участниками работ стало полноценное изучение теоретических аспектов медиапотребления российской молодежи (в частности, основанных на теории использования и удовлетворения). Отдельным важным направлением исследований стало изучение трансформации редакционных процессов в условиях дигитализации – авторами были выявлены наиболее существенные изменения в работе журналистов в цифровую эпоху. Также авторам удалось окончательно сформулировать несколько типовых моделей современного регионального медиахолдинга в России.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. 3
Результаты этапа: В числе основных результатов работ в рамках государственного задания стала, в частности, разработка комплексной концепции цифрового капитала в рамках теории нематериальных капиталов: уточнение тезауруса, формирование направлений для дальнейших эмпирических исследований. Также участники работ провели комплексный анализ цифрового неравенства в ряде регионов Российской Федерации, что заложило основу для дальнейших полевых и теоретических исследований. Участники рабочей группы завершили основную часть исследовательских работ по изучению специфики медиапотребления российской молодежи – были выявлены ее ключевые предпочтения и факторы выбора того или иного типа контента, в частности, в онлайновой среде. Это позволило концептуализировать информацию в виде теории медиапотребления молодых людей. Были продолжены комплексные исследования форм адаптации аудиовизуального и печатного контента в онлайне – ученые определили основные варианты презентации контента, произведенного традиционными медиа, на основных онлайновых площадках. Отдельным исследовательским направлением стало изучение политического дискурса в новых медиа – в частности, в странах постсоветского пространства. Так, авторы определили ключевые топологические и контентные отличия политического дискурса в России, Беларуси, Украине, Казахстане.
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. 4
Результаты этапа: Одним из ключевых результатов работ в рамках государственного задания стала разработка трехуровневой модели цифрового неравенства в России (доступ, навыки, преимущества от использования цифровых технологий). В частности, было выявлена комплексная природа цифрового неравенства, которая требует учета цифрового капитала, цифровой включенности и других явлений в национальном и глобальном масштабах. Участники рабочей группы также сосредоточили усилия на определении ключевых проблем, связанных с существованием в РФ цифрового неравенства, и рассмотрения процесса повышения медиаграмотности населения, являющейся одним из важнейших условий его преодоления. Также были разработаны теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов, а также типы и ключевые субъекты конфликтов, ставшие предметом эмпирического исследования научных статей, опубликованных в ведущих отечественных и зарубежных академических журналах в области медиа. Было выявлено, что основная роль в эскалации конфликта принадлежит таким субъектам, как медиа, власть, гражданское общество, аудиторные сообщества, конкретные индивиды. Наряду с этим в рамках исследования медиапотребления отечественной молодежи в условиях цифровизации участники рабочей группы провели комплексное исследование медиапрактик учеников третьих классов московских школ. В итоге было выявлено, что из традиционных медиа лишь телевидению удается конкурировать с Интернетом за внимание детей. Также исследователи обосновали необходимость применения медиацентричного подхода к изучению общественно-политических ценностей современной российской молодежи. Было дано теоретическое обоснование ценностей российской молодежи, механизмов их трансляции в цифровой медиасреде. Отдельной частью работы стало изучение мотивации использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами, что позволило получить, систематизировать и интерпретировать данные по присутствию традиционных медиа в структуре медиапотребления российских студентов, по типам активности в интернете, по мотивам обращения к телевидению, к радио, а также к газетам и журналам. Еще одним направлением работы стало исследование характера влияния на аудиторию блогеров/инфлюенсеров, создающих сообщения, не имеющие отношения к социально-политическому дискурсу: музыкальные клипы, вирусные видео, коммерческие стримы, видео про воспитание детей, кулинарию, здоровый образ жизни, спорт, путешествия, хобби и т. д. Результаты этой части работы позволили заложить концептуально-методологическую основу для дальнейших исследований в этом направлении. Также исследователи сосредоточились на анализе развития подкастинга в России, что позволило систематизировать и концептуализировать опыт развития этой сравнительно новой формы цифрового распространения контента. Так, было выявлено, что рынок подкастов в России уже сформировался и продолжит свой рост в дальнейшем.
5 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. 5
Результаты этапа:
6 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. 6
Результаты этапа:
7 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. 7
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".