Модели медиаиндустрии в различных общественных и политических системахНИР

Models of Media Industries in Different Social-Cultural and Political Systems

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Экономические модели медиаиндустрии в различных общественных и политических системах
Результаты этапа: Исследование прояснило многие организационно-экономические особенности сегмента информационных и информационно-разговорных радиостанций России, который в целом сформировался к концу 2000-х гг. Несмотря на несовпадения наименований электронных СМИ и их учредителей, удалось точно установить актуальный состав ключевых участников рынка, их юридическую принадлежность к медиахолдингам и относительно невысокий уровень концентрации собственности. При этом оценка финансового положения информационных и информационно-разговорных радиостанций, к сожалению, в большинстве случаев остается невозможной, что обусловлено общей спецификой экономического развития современных российских медиа. Тем не менее, полученные данные вполне могут быть использованы в качестве основы при изучении организационно-экономических особенностей этого сегмента радиорынка на уровне регионов страны, а также учитываться как важные факторы в рамках исследования деятельности российских радиожурналистов. Речь идет и о влиянии интересов конкретных собственников на информационную политику станций, и о финансовых возможностях вещателей как работодателей. Ослабление модели североевропейской медиасистемы, предложенной Д. Халлином и П. Манчини в начале XXI в., в процессе развития конвергенции, коммерциализации и глобализации рынка СМИ предсказывали и сами авторы. Проанализировав современные интерпретации североевропейской, или демократической корпоратистской медийной системы, можно сделать вывод, что конвергенция стала не угрозой для трансформации и уничтожения североевропейской модели медиа, а скорее вызовом для средств массовой информации стран Северной Европы, с которым они успешно справляются, находя оптимальный баланс между старыми и новыми тенденциями. В определенной степени государство сохраняет свое участие в развитии и поддержке СМИ, обеспечивает доступ граждан к современным технологиям. Объективность и высокий профессионализм журналистов остаются отличительными чертами медиа североевропейских стран. Таким образом, североевропейская, или демократическая корпоратистская, модель СМИ, выделенная в начале XXI в., по-прежнему жизнеспособна и помогает определить вектор развития медиа стран Северной Европы в мировом пространстве, выявляя не только проблемы, но и такие базовые ценности медиа, как объективность, независимость, достоверность. Результаты, полученные в ходе исследования практики медиакоммуникаций в социальных сетях десяти вузов-лидеров российского высшего образования, демонстрируют преобладание качественных параметров над количественными в оценке эффективности медиакоммуникаций вузов в социальных сетях, а также выделяют наиболее популярные социальные сети и характеристики эффективности работы в них. Исследование показало, что не всегда высокий уровень охвата аудитории, выраженный в количестве подписчиков, а также увеличение количества публикаций в день, достигающее порой десяти постов, коррелирует с уровнем вовлеченности аудитории. Именно этот показатель представляется сегодня наиболее значимым в работе вузов в социальных сетях. Несмотря на большое число сдерживающих факторов, успешная практика функционирования краудфандинга в России все же имеется. Рынок медленно продолжает свое развитие, о чем говорит появление новых платформ и стратегий. Возрастающий интерес к сегменту со стороны крупных корпораций и государства также оказывает положительную дина-мику роста. Подобное внимание говорит о том, что краудфандинг становится неотъемлемой частью российского рынка инвестиций, а в ближайшем будущем может занять прочное положение альтернативной бизнес-модели.
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 2
Результаты этапа: В рамках темы работа развивалась в трех основных направлениях. Первое из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году во Франции, Германии, Норвегии). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. Второе направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации в отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Третье направление было ориентировано на поиск возможных вариантов использования в российских исследованиях инструментов так называемой политэкономической (критической) парадигмы изучения медиа. Мы обратили внимание на то, что в постсоветский период в академическом сообществе при изучении различных феноменов, связанных с медиа, к ней практически не обращались, и предприняли попытку обрисовать её необходимость для понимания специфики воздействия российского социо-экономического контекста на отечественную медиаиндустрию.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. 3
Результаты этапа: Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Италии, Финляндии, Индии, Казахстане). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (воздействие социальных медиа на политические процессы) и технологическим (формирование новых секторов медиасистемы) последствиям развития новых медиа. Ещё одно направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации к отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Российские исследователи обратили внимание на новый критерий анализа воздействия медиагеографических факторов – состояние «ментального ландшафта».
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. 4
Результаты этапа: В 2021 г. в рамках развития темы продолжались исследования по основным сформировавшимся направлениям. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Великобритании, Австралии, Франции, Испании, странах ЕАЭС). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (воздействие социальных медиа на политические процессы, развитие традиционных идеологических концепций в прессе, воздействие медиа на евразийскую интеграцию) и технологическим (формирование новых секторов медиасистемы) последствиям развития новых медиа. Ещё одно направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации к отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Российские исследователи обратили внимание на новый критерий анализа воздействия медиагеографических факторов – состояние «ментального ландшафта». Особенно важным стало выделение и подробный анализ новейших сегментов системы научной коммуникации, в частности, платформ с открытым рецензированием. В работе подобных платформ задействованы различные инструменты, призванные побудить научное сообщество к участию в комментировании и рецензировании публикаций. Одно из явных преимуществ открытого рецензирования - повышение скорости публикации статей, что критически важно для некоторых научных областей.
5 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. 5
Результаты этапа: В 2022 г. в рамках развития темы продолжались исследования по основным сформировавшимся направлениям. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Испании, Норвегии, Польше). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (политические дискурсы в медиа Испании и Польши), индустриальным (современное состояние газетного сегмента медиасистемы Норвегии), историческим (развитие отдельных сегментов прессы в Испании и Норвегии) особенностям последствиям развития национальных медиа. Важное направление исследовательской работы связано с развитием новейших сегментов медиасистем. В рамках НИР было рассмотрено влияние стремительно развивающихся мобильных технологий на потребление видеоконтента в Интернете младшими школьниками, одним из наименее изученных сегментов аудитории медиа. Были выявлены площадки видеопотребления, активность в социальных медиа, контентные и тематические предпочтения, персоналии, а также продолжительность контакта с видеоматериалом. Особенно важным стало выделение и подробный анализ новейших сегментов системы научной коммуникации. В частности, были рассмотрены особенности адаптации к среде новых медиа российских научных журналов социально-гуманитарного профиля, было выявлено, насколько периодические издания отечественных научных институтов и университетов соответствуют новой технологической среде и современным тенденциям научной коммуникации. Помимо этого, в прошедшем году были определены предпосылки развития культуры отмены в научном сообществе, взаимосвязь явления с процессами медиатизации и распространением концепции постнормальной науки, а также перспективы дальнейшего изучения проблемы с позиции исследований медиа и коммуникации.
6 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. 6
Результаты этапа: В 2023 г. в рамках развития темы были продолжены исследования по основным направлениям, сформировавшимся ранее. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году – в Норвегии и Белоруссии). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось индустриальным особенностям развития национальных медиа, в том числе в фокусе внимания были радиовещательный сектор Норвегии, норвежская общественная телерадиовещательная корпорация NRK и сегмент женских журналов в Республике Беларусь. Важное направление исследовательской работы связано с развитием новейших сегментов медиасистем. В рамках НИР было рассмотрено то, как в условиях развития новых медиа российские студенты взаимодействуют с научными ресурсами, в том числе то, какое место в этом взаимодействии занимают социальные медиа и новые научные сервисы. Кроме того, в рамках исследовательской работы было уделено особое внимание подробному анализу того, как меняются нормы и практики научной коммуникации исследователей медиа, то есть, по сути, тому, как профессионалы в определенной сфере деятельности взаимодействуют с новой коммуникационной средой, в том числе с социальными сетями и представленной в них аудиторией.
7 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. 7
Результаты этапа: В 2024 году в рамках развития темы была продолжена исследовательская работа по сформировавшимся ранее направлениям, в том числе изучению кейса Белоруссии и особенностей функционирования системы научной коммуникации, а также глобальных тенденций, затрагивающих медиасистемы – цифровизации и глобализации. Продолжена работа в русле традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году основным объектом изучения стали белорусские медиа). Впоследствии эти исследования служат базой для межстранового сравнительного анализа, который помогает определить уникальные особенности или общие тенденции формирования национальных моделей в различных общественных и политических контекстах. Изучение медиасистемы Республики Беларусь продемонстрировало тесную связь между развитием национальных медиа и социально-историческими преобразованиями. Результаты анализа теле- и радиопрограмм, ориентированных на женскую аудиторию, показали, что хотя медиасистема страны активно адаптируется к общемировым тенденциям, она все равно сохраняет национальные особенности. Анализ редакционных стандартов и производственных практик Всемирной службы Би-би-си позволил получить новые данные о современной роли международных СМИ в качестве инструмента внешнеполитического влияния. Корпорация продолжает выполнять функции «мягкой силы» Великобритании, адаптируя механизмы манипуляций к современным мультимедийным платформам. Важное направление исследовательской работы связано с развитием новейших сегментов медиасистем, в том числе в национальных контекстах. Особое внимание было уделено системе научной коммуникации и анализу публикационной активности российских исследователей медиа и коммуникации, а также роли открытого доступа в повышении цитируемости и видимости научных работ. В рамках данного направления система научной коммуникации рассматривается как специфическая медиасистема, которая подвержена влиянию общих «метапроцессов», включая цифровизацию и глобализацию. Особое внимание было также уделено исследованию цифровизации медиасистем, которая оказала значительное влияние на структуру медиапотребления и производство контента. Анализ показал, что в цифровой медиасистеме ключевую роль играют интерактивные сегменты социальных медиа и мультимедийный контент видеоигр, занявшие заметное место в медиапотреблении. Видео продолжает лидировать в структуре медиапотребления, в то время как видеореклама обеспечивает основную часть выручки ОТТ-сервисов. Российское медиапроизводство и медиапотребление меняются в соответствии с мировыми тенденциями, которые включают рост популярности оригинального контента и увеличение подписной базы на ОТТ-платформах. Таким образом, проведенные исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с трансформацией медиасистем в различных общественных и политических условиях. Рассмотренные в рамках исследований аспекты – от изменений в системе научной коммуникации до специфики функционирования ряда национальных тематических медиа – формируют основу для понимания современных моделей медиаиндустрии. 
8 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. 8
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".