ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Предлагаемый проект представляет собой продолжение обследования старших дошкольников, ведущееся по сопоставимым схемам уже более 20 лет. Начало исследованию было положено в феврале 1992 г., в период кардинальных изменений происходящих в России, сразу вслед за началом рыночных реформ. К настоящему времени выполнено 6 исследований (срезов), в процессе каждого из которых проводились беседы со старшими дошкольниками: дети рассказывали о своей жизни в настоящее время и о том, какой они видят свою жизнь в будущем. В результате этих исследований были получены данные, позволяющие сформировать представление об образе мира старших дошкольников и о том, как социальные изменения влияют на изменение представлений детей о «нормальной» жизни, об их ценностях и желаемом будущем. В планируемом на 2016-2018 гг. исследовании предполагается: 1) опрос старших дошкольников, живущих в Москве и посещающих детские сады; 2) опрос воспитателей детских садов и учителей начальных классов; 3) опрос родителей (а также бабушек и дедушек); 4) анализ представлений о влиянии социальной ситуации на развитие детей, публикуемых в СМИ. Новизна проекта заключается в том, что это исследование является единственным в нашей стране исследованием такого рода, охватывающим более двух десятилетий (т.е. позволяющим не только зафиксировать особенности развития ребенка в данной социальной ситуации, но и оценить изменения, происходящие на достаточно длительном отрезке времени). Предполагаемые результаты исследования включают: 1) качественный анализ ответов старших дошкольников, полученных в ходе их опросов (структурированных бесед-интервью с детьми), сравнение результатов настоящего исследования с результатами, полученными ранее; 2) анализ результатов опроса взрослых, связанных с воспитанием дошкольников (методы опроса будут отобраны в процессе пилотажных исследований и предположительно включают устные и письменные интервью, фокус-группы, интернет-опросы); 3) выделение тех аспектов социально-экономической и политической ситуации в стране, которые не только «замечаются» старшими дошкольниками, но и воспринимаются ими как опасные для них и их семей и повышают их тревожность, т.е. выделение ситуаций, значимых для создания рисков развития; 4) анализ предрассудков относительно влияния социальных изменений на развитие детей.
This project is a continuation of the study of the socio-psychological aspects of the formation of an image of the world in senior preschool children (6 years). The study was initiated in February 1992, during the dramatic changes taking place in Russia, immediately after the onset of market reforms. The aim of the study was to determine how today's children live, how they see the world, how they assess the socio-political and economic changes in Russia and abroad.There are currently carried out 6 studies (sections), in each of which held interview-discussions with senior preschool children: the children talk about their lives at present and how they see their lives in the future. As a result, these studies provided data about the concept of the world in senior preschool children and helped to understand how social changes affect change in perceptions about the children "normal" life, their values and the desired future.As planned in the 2016-2018. study suggests: 1) interviews of the senior preschool children living in Moscow and attending kindergartens; 2) interviews of kindergarten and primary school teachers; 3) interviews of parents (and grandparents); 4) analysis of the impact on the social situation in the development of children, published in the media. The novelty of the project lies in the fact that this study is the only one in our country study of its kind, spanning more than two decades (ie, allowing not only to fix the features of a child's development in the social situation, but also to evaluate the changes that occur on a fairly long period of time ).Expected results of the study include: 1) qualitative analysis of the responses of senior preschool children received in the course of their interviews (structured interviews, interviews with children), comparing the results of this study with the results obtained previously; 2) analysis of results of the survey of adults associated with the education of preschool children (survey methods will be selected during the pilot study, focus groups, online surveys); 3) selection of those aspects of the socio-economic and political situation in the country, which not only "seen" the senior preschool children, but also perceived as dangerous to them and their families and increase their anxiety, that is, selection of situations, to create significant development risks; 4) analysis of the prejudices about the impact of social change on the development of children.
Результаты исследования будут представлены в виде серии статей и докладов на российский и международных конференциях.
Запланированная на 2016-2017 год работа по проекту выполнена полностью. 1. В целом проведено интервью с 100 детьми старшего дошкольного возраста, посещающими детские сады г. Москвы. 2. Разработан опросник для изучения представлений взрослых о современных детях через интернет. 3. Данные, полученные в результате бесед с детьми, были подвергнуты первичной обработке. Были выделены основные темы, составлен тезаурус детских высказываний по темам. 4. Определены социологические параметры семей опрошенных детей: - около четверти детей живут в расширенных семьях (24%) – вместе с детьми живут бабушки и дедушки, тети и дяди. Дети, живущие только с родителями, – самая распространенная группа (она составила 60 % всех опрашиваемых детей), в данную группу входят как семьи с единственным ребенком, так и с несколькими детьми. В неполных семьях проживает порядка 16 % детей (воспитывающихся одним из родителей). Приблизительно у половины детей есть родные братья и сестры (53%). Из них 53% - младшие дети, 33% - средние и 14% старшие. 5. Проведен анализ высказываний детей по ряду тем. Так, например, в рамках темы "Семья и семейные отношения" рассматривались представления детей о своей семье, о роли бабушек и дедушек, о любви, браке, о своей будущей семье, оптимальном количестве детей и др. Оказалось, что бабушки и дедушки продолжают играть важную роль в воспитании детей. Даже в тех случаях, когда они живут отдельно, они активно участвуют в жизни молодой семьи (около 60 % дошкольников рассказывали об этом). Выяснилось, что 83% детей хотят еще иметь братьев и сестер. При этом 53% детей хотят быть старшими детьми. Чаще всего о нежелание иметь еще одного сиблинга говорили дети из многодетных семей и имеющие конфликты с братом или сестрой. На вопрос о своей будущей жизни, дети в основном говорили, что вступят в брак, создадут семью. Большинство хотели бы иметь в будущем двоих детей (48 %), 18% - трех и больше. Одного ребенка хотели бы иметь 27% детей. Вообще не хотели бы детей 7 % дошкольников. 70 % детей знают о том, что существуют детские дома. Практически все считают, что лучше жить в семье, чем в детском доме, но только 38% хотели бы, чтобы в их семье появился приемный ребенок, а 62% против этого. Дети, ответившие отрицательно на данный вопрос, говорили о том, что ребенок из детского дома будет для них чужим, выражали опасения на счет его поведения и здоровья. Проанализированы также ответы детей по темам "Представления о профессиях", "Представления детей о счастье". Результаты анализа изложены в опубликованных статьях (см. Приложение1). 6. Проведен интернет опрос взрослых об их представлениях о современных детях. Возраст опрошенных от 24 до 56 лет (М = 31,83; SD = 9,17). 7. Подготовлен научный обзор "Современные методы анализа психологических особенностей и представлений дошкольников" 8. Опубликовано 9 научных статей, тезисов по теме исследования. В 2018 году вся запланированная по 3 этапу проекта работа выполнена. Проведен углубленный качественный анализ всех бесед с детьми, составлен тезаурус их высказываний. Проведен сравнительный анализ полученных в 2016-2018 годах данных с результатами прошлых срезов исследования образа мира у детей старшего дошкольного возраста (с 1992 по 2010 годы). Опубликовано 4 статьи 2 по теме проекта. Подготовлена обобщающая монография по результатам исследования (рукопись).
МГУ им. М.В.Ломоносова | Соисполнитель |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 25 мая 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру |
Результаты этапа: | ||
2 | 15 мая 2017 г.-1 декабря 2017 г. | Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру |
Результаты этапа: | ||
3 | 7 апреля 2018 г.-1 декабря 2018 г. | Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".