ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Проект предполагает междисциплинарное исследование личности и ее личностно-индивидуальных характеристик в условиях образовательной среды вуза при обучении нескольким иностранным языкам с позиции когнитивных наук. В рамках исследования уточняются, добавляются и формируются такие понятия как «иноязычный дискурс», «нелинейное мышление», «языковое сознание», определяется их роль в лингвистике, психолингвистике и философии познания; определяются качественные характеристики междисциплинарного знания, раскрывается потенциал анализа иноязычного дискурса, его значения для практического применения; расширяется теоретическое обоснование необходимости построения и внедрения в практику новой модели иноязычного дискурса. В проекте предусматривается расширенное толкование природы языка и языковой среды в развитии коммуникативной модели языка. Новизна исследования заявленной темы определяется новым взглядом на проблему природы человека в новых социально-экономических условиях, влияющих определенным образом на проявление индивидуальных особенностей когнитивных ресурсов человека, на организацию образовательной среды и педагогических условий овладения профессиональными компетенциями. Впервые предпринята попытка объединить усилия ученых смежных наук в исследовании сложных саморазвивающихся систем с разным субстратом в связке «язык-сознание-языковая личность». Исследования позволяет получить новые данные для разработки уникальных гуманитарных и когнитивных технологий, способствующих активизации когнитивной деятельности субъекта образовательного процесса, развитию личности, обладающей сложным нелинейным мышлением.
Реализация проекта позволила провести междисциплинарное исследование мультилингвальной личности и ее личностно-индивидуальных характеристик в условиях учебной мультилингвальной поликультурной образовательной среды с позиции психологических, лингвистических, философских, социокультурных, этнокультурных, когнитивных проблем и синергетики. Новизна исследования определяется новым взглядом на проблему формирования мультилингвальной компетенции у студентов вузов как необходимое условие для становления личности нового типа, готовой к решению проблемных ситуаций и профессиональной мобильности, обладающей постформальным мышлением и межкультурной чувствительностью. Впервые было проведено комплексное исследование, направленное на выявление психофизиологических особенностей и коррелятов различных видов интеллектуальной деятельности «искусственных» мультилингвов (когда мультилингвизм формируется в осознанном возрасте в условиях учебной поликультурной среды вуза) в сравнении с монолингвами с использованием методов ЭЭГ. Комплекс различных психологических методик, тестов и опросников позволил выявить степень выраженности социального и абстрактно-логического интеллекта мультилингвальных студентов в отличие от монолингвальных. Были получены экспериментально подтвержденные данные о том, что существуют значимые различия между людьми, владеющими одним-двумя языковыми системами, и мультилингвами, даже если новые языковые системы осваиваются ими уже в сознательном возрасте в учебной (внеязыковой) среде. На основе данных всестороннего психофизиологического и психолингвистического эксперимента была представлена модель обучения многоязычию для студентов гуманитарных, естественнонаучных и технических специальностей высшего учебного заведения, которая на данный момент проходит апробацию на факультете иностранных языков Национального исследовательского Томского государственного университета в группах по факультативному изучению третьего иностранного языка. Полученные данные могут быть основаниями для организации и проведения в будущем лонгитюдного исследования. Подготовлено 9 научных публикаций, из которых 3 опубликованы в изданиях, индексируемых в РИНЦ, одна в зарубежном сборнике научных материалов международной научной конференции (г. Одесса, Украина). 4 статьи будут опубликованы в журналах, включенных ВАК в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Результаты исследования были представлены на четырех международных научных конференциях России в г. Москва, г. Томск и г. Тамбов, и одной зарубежной международной конференции в г. Одесса (Украина). Проведена открытая лекция-семинар «Качественные трансформации мышления и языкового сознания при обучении нескольким иностранным языкам» для студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей иностранных языков в рамках Первой Всероссийской школы-семинара молодых ученых с международным участием «Проблемы языка с позиций когнитивной науки», поддержанной РГНФ (№14-34-0150). Подготовлены материала научно-практического семинара «Качественные трансформации мышления и языкового сознания при обучении нескольким иностранным языкам» для сотрудников НИ Томского государственного университета и преподавателей иностранных языков других высших и средних учебных заведений города Томска и Томской области, запланированного на апрель 2015 года. В настоящее время ведется работа по переводу на английский язык статьи «Physiological characteristics and correlates of various types of intellectual activity of multilingual students», которую планируем опубликовать в международном издании с высоким индексом цитирования. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проект выполнен в полном объеме.
НИ Томский государственный университет | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Анализ факторов, условий и путей качественных трансформаций мышления и языкового сознания при обучении нескольким иностранным языкам |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".